имени П. С. Гамзатовой


Вы здесь: Дагестанский Музей Изобразительных Искусств » Унцукуль


О музее | Новости | Выставки | История формирования | Книга пожеланий

Коллекция произведений унцукульских мастеров в собрании Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой.

Одним из крупных центров художественной резьбы по дереву в  Дагестане издавна считалось аварское селение Унцукуль, где около 200 лет назад возник уникальный деревообделочный промысел, чьи истоки относят к XVII – XVIII вв. из тростника, растущего по берегам Аварского койсу, унцукульцы изготовляли ручки для нагаек, кнутовища, трости и т.д. Позднее эти изделия стали инкрустировать металлом (медь, серебро, мельхиор), а также костью, рогом, бирюзой. Для инкрустаций применялась кизиловая и абрикосовая древесина, выдержанная не менее пяти лет, т.к. она хорошо расправилась, легко принимала нужную форму, а затем прочно удерживала кусочки металла. В XIX в. продукция унцукульских мастеров была широко известна в России и на Кавказе. В начале XX в. вещи с насечкой экспортировались за границу. В 1926 году мастера-унцукульцы объединились в артель, которая в  1960  г. была преобразована в унцукульскую художественную фабрику.

С этих пор и по сей день  продукция унцукульской фабрики пользуется большим спросом и представляет собой один из уникальных видов д/пр. искусства Дагестана. Техника производства изделий неизменна и сегодня, для инкрустации используется мельхиор.

Музейная коллекция унцукульских изделий насчитывает 277  экспонатов. Основу коллекции составляют предметы 30–40 и 50-х годов советского периода, переданные музею в  1964  г. министерством местной промышленности.

Изделия старых мастеров ценны не только художественной значимостью, ещё и потому, что позволяют проследить эволюцию унцукульского искусства. Эти ранние работы отличаются небольшими размерами и поэтому носят более камерный характер в отличии от современных изделий больших по размеру и в основном повторяющих форму предметов традиционного быта. Старые мастера насечку металлом (серебро и мельхиор) дополняли инкрустацией костью, рогом, бирюзой (отсутствие бирюзы заменяли цв. пастой). но главное отличие заключается в обработке изделий. Раньше, примерно, до 60-х годов XX в. работы свои унцукульцы не  покрывали лаком, иногда тонировали и слегка отполировали, поэтому на  этих вещах хорошо видна текстура дерева, что в  сочетании с охристым оттенком легкой тонировки придает им дух благородства. Начиная с 60-х годов предметы окрашиваются и покрываются лаком, что придает им глянцевый блеск, а насечка приобретает золотистый оттенок. Основная часть музейного собрания состоит из современных изделий. А большая часть коллекции – это авторские работы ведущих мастеров-художников 60–70-х годов: Идриса Абдуллаева и Абдулжалила Магомедова. Произведения этих талантливых художников поражают изумительной красотой и техническим совершенством исполнения. Как правило, орнаменты очень часто представляют новое решение, в котором заметно использование большинства древних орнаментов в сочетании с вновь найденными и  разработанными. Примером может служить кумуз (коллекц. ДМИИ) – национальный музыкальный инструмент работы Идриса Абдуллаева. Им разработан совершенно новый рисунок, творчески используя традиционные древние орнаменты. В этом новом интерпретированном орнаменте, привлекающим законченным решением и  оригинальностью использовано двести тысяч штрихов, выполненных из пластинок, гвоздиков и тонкой проволоки. Идрис Абдуллаев сочетал в себе талант мастера, вкус художника и способности администратора. В 1964 году он был назначен директором унцукульской художественной фабрики им. Махача Дахадаева. Являясь большим энтузиастом унцукульского искусства, он смело внедрял новые виды изделий и сувениров. Очень большое внимание уделял качеству продукции. Его большие декоративные блюда, из музейной коллекции, удивляют ювелирным исполнением насечки, которая восхищает ажурностью, легкостью, изяществом. Рассматривая журнальный столик и великолепную напольную вазу понимаешь каким трудолюбием обладал И.Абдулаев, чтобы украсить насечкой такую большую поверхность, если только на изготовление трости мастер должен сделать около 35 000 движений.

Прекрасным примером знания и владения древними орнаментами и  их смелого слияния с новыми творческими находками являются и работы Абдулжалила Магомедова. Очень красивы винные и коньячные сервизы, вазы разных форм и  размеров, подсвечники и шкатулки, декоративные тарелки и панно. Красота каждого предмета, вернее его формы, подчеркнуто правильно подобранным узором. Часто произведения А. Магомедова отличаются рифленой поверхностью, где по плавным изгибам золотится и мерцает виртуозно нанесенный орнамент. Заслуживают внимания и трубки, созданные этим мастером. Орнаментальная вязь, как песня горца льется по поверхности произведений братьев Газимагомедовых – Магомедали и Гамзата. Среди мастеров 70–80-х годов Газимагомедовы отличаются яркой индивидуальность «почерка». Семейный почерк в работах братьев угадывается легко, и в то же время рука каждого из них отличается своеобразием, что и определяет их вклад в  развитие унцукульского промысла. Каждый из них внес в язык унцукульского орнамента свое слово. Старший брат Магомедали, впервые в истории унцукульского искусства, использовал мотивы каменных рельефов XIII-XV веков из селения Кубачи. эти средневековые рельефы, украшавшие стены жилищ и мечетей, донесли до  нашего времени декоративную трактовку животных и птиц. Газимагомедов М. в  соответствии с материалом эти изображения интерпретирует по-своему, что позволило ему создать серию декоративных панно высокого художественного уровня. В фигурах реальных и мифологических животных- барсов, оленей, птиц обращает внимание большая орнаментальность изображения. В изгибах туловища, когтистых лап, хвоста использованы традиционные орнаменты «улица», «птичий след», «стрелка» наряду с крупными металлическими пластинами, которые играя на свету, бликами металла, создают дополнительный эффект. Среди его творений, хранящихся в музее, есть произведения, тематика которых связана с реальной жизнью горского народа. К ним относятся вазы «Праздник урожая», «Чабаны», «Горцы», отличающиеся оригинальными решениями автора. Среди современных мастеров на сегодня наиболее яркое имя Гамзата Газимагомедова. Являясь кандидатом философских наук и  профессионально занимаясь изучением арабо-мусульманской культуры  Г. Газимагомедов стал основоположником принципиально нового направления в современном искусстве Унцукуля, связанного с  использованием в технике насечки орнаментов, основанных на арабской вязи. В музейной коллекции показательны такие работы как пюпитр под Коран и другие священные книги, поставец-учалтан – «Истина», где Гамзат каллиграфию, как один из основных элементов включил в разнообразные орнаментальные композиции, украшающие эти произведения. Ему также не  чужды зооморфные и растительные мотивы. Основой творческого метода Гамзата Газамагомедова является органичный синтез всего лучшего, что было сделано унцукульскими мастерами различных поколений.

 

 
 
Раджабова Д.Г.
научный сотрудник
зав.массового отдела ДМИИ им. П.С. Гамзатовой
 
 

Галерея