имени П. С. Гамзатовой


Вы здесь: Дагестанский Музей Изобразительных Искусств » Скульптура


О музее | Новости | Выставки | История формирования | Книга пожеланий

Скульптура в фондах ДМИИ.

Предваряя краткий обзор скульптурной коллекции ДМИИ им. П.С. Гамзатовой, необходимо вспомнить и истоки ее возникновения. 

В 1923 г. по инициативе наркома просвещения республики Алибека Тахо-Годи образуется Дагестанский музей краеведения и практически сразу же, из фондов музеев Москвы и Петрограда (Ленинграда) начинают поступать экспонаты – живопись, графика, скульптура, составив основу коллекции ИЗО-отдела. Надо заметить, что большой вклад внес в дело расширения коллекции и первый профессиональный скульптор Дагестана Хасбулат Аскар-Сарыджа, закончивший Академию художеств (ВХУТЕИН) в  Ленинграде и вернувшийся на родину, полный планов и надежд. Возглавив Дагестанский музей (1929–1931) он, как пишет искусствовед З.А. Гейбатова-Шолохова, совместно с сотрудниками музея, выявил и обнародовал 248  имен русских художников и около 2 тыс. произведений живописи, графики, скульптуры (Гейбатова-Шолохова З.А. Аскар-Сарыджа, 2000г., с.4)

На сегодняшний день скульптурный отдел насчитывает порядка 443 произведения, включая в себя  помимо русской дореволюционной, зарубежной, также советскую и дагестанскую пластику, чьи экспонаты стали активно пополнять коллекцию скульптуры после образования в  1958г. Дагестанского музея изобразительных искусств (ДМИИ). Каналы поступления различны- согласно приказам от МК РСФСР, СССР, ДАССР, из худ. фондов Москвы, закупки художественного музея с выставок и, наконец, дары самих авторов, или их  родных.

Начать обзор хотелось бы с дореволюционной русской пластики, хотя и насчитывающей всего 9 произведений, но представленной в  основе своей именами таких художников, как П.Клодт (1805–1867) «Конь» (бр.литье), М. Антокольским (1843–1902) «Голова Мефистофеля» (мр. 1982), Е.Лансере «Джигитовка» (чугун, литье, 1899), А.Голубкина (1864–1927) «Портрет К.Маркса» (гипс, тонир.), С.Коненкова (1874–1971) «Леший» (дерево, резьба, кость, 1910), внесших достойную лепту в  развитие русского искусства.

В экспозиции русского искусства выставлены работы, отражающие различные периоды, стилевые направления в русской пластике 19 – н.20  вв.

Привлекают внимание две композиции, отлитые в металле, возможно, на крупнейшем в России чугунно-литейном заводе в Каслях – «Конь» (бр. литье) – основоположника анималистического жанра в России, тяготеющего к  классицизму и динамична композиция «Джигитовка» Е.Лансере, активно работавшего в анималистическом и бытовом жанре в 1870–90-х гг. 19в., привлекающие виртуозным мастерством исполнения, тонкой лепкой деталей, совершенным знанием анатомических тонкостей строения и форм лошадей.

Крупный мастер реалист второй пол.19в. – Марк Антопольский представлен жизненным вариантом – «Голова Мефистофеля» (мр.1882) к однофигурной композиции изображающей сидящего на скале Мефистофеля (1883, мр.) находящейся в  Русском музее (ГРМ) в Санкт-Петербурге.

Неизменно приковывает внимание зрителя, особенно детей и  большая деревянная статуя «Леший» (1910-е) крупнейшего русского скульптора С. Коненкова, созданная из почти необработанного бруса дерева, она, словно, излучает первобытную силу и природную энергию.

Переходя к зарубежной пластике, надо отметить, что значительную долю экспонатов составляют копии выполненные европейскими мастерами 18–19вв. чаще в мраморе античных образцов. Включая рельефы – это портреты (как знатных особ, императоров, так и обычных граждан Рима, Греции), скульптурные изображения (голова, фигура) античных богов, мифологических персонажей.

Немалое количество и предметов исполненных в малой пластике близкой по стилю к классицизму, которые можно отнести к декоративно-прикладному искусству – это небольшие статуэтки отлитые в бронзе камерного характера предназначенные для интерьера (кабинетная скульптура), канделябры, украшенные фигурами античного пантеона и т.д. Хотелось бы добавить, что имеется и несколько экспонатов, представляющих искусство Востока (Тибет, Индия, Япония) – в  основном скульптура малых форм культового характера.

В экспозиции западного искусства выставлено несколько первоклассных копий с работ крупнейшего итальянского мастера классицизма Антонио Кановы (1757–1822), использовавшего в своем творчестве известные античные сюжеты – два варианта композиции «Амур и Психея (в мраморе и бронзе) и  мраморная композиция «Три грации», отличающиеся изяществом, чистотой линий и  утонченной пластикой жестов, форм героев.

В экспозиции находятся и несколько других работ, отражающих различные течения в европейской пластике 19в. Полная экспрессии «Охота на  барса» (бр.) неизвестного европейского мастера близка своим романтическим настроем, проникнутый духом борьбы присущих многим произведениям французского скульптора-анималиста Барии (1796–1875), любившего изображать сцены схваток людей с животными, или животных между собой. Религиозную тематику отражают две композиции: одна – неизвестного европейского скульптора «Иисус Христос и Иоанн Креститель» (мр.19 в.), изображающую маленьких Христа и Иоанна с трудом удерживающих большой крест, и другая, знаменитого в свое время французского салонного художника Жерома (1824–1904)- «Въезд И.Христа в Иерусалим» (бр.литье). Глядя на композицию «Индеец на коне» (бр.литье) американского скульптора Ф.Ремингтон (1861–1909) вспоминаешь близкие им по стилю работы Е.Лансере, их  роднит мастерское исполнение мельчайших деталей, точность в изображении этнографических подробностей – костюмы, снаряжение и т.д., тончайшая проработка форм. 

Возвращаясь к отечественному искусству, уже Советского периода, необходимо отметить большое разнообразие работ созданных в самых разных видах и жанрах художниками представляющих несколько национальных школ – А. Саркисян «Портрет Валерия Брюсова» (бр.), С.Багдасарян «Портрет Мкртчана» (бр. 1964), Х. Искандерян «Портрет рабочего»(бр.гр.), жанровые композиции С.Осипянца «Материнство» (кер.). Г.Епрояна «Признание» (гипс, тонир.) (Армения), «Портрет Гедчаловой» (1965), Кабардинского скульптора З. Озоева, «Ночной гость» (шамот) Лазаря Газаева (Осетия), «Голова мальчика» (бр.мр.) одного из крупнейших скульпторов Латвии Теодора Залкальна и др. Их работы отражают различные этапы развития национальных школ.

Из крупнейших советских скульпторов, представленных в ДМИИ, чье творчество явилось вехой в истории отечественного искусства, можно назвать, например, Толстого Н. «Портрет Маяковского» (мр. 60-е), П. Сабсая «Портрет архитектора Озора» (гипс, тонир.1964), С. Вучетича «Портрет Шолохова» (мр.), М. Манизера  (фигурная станковая композиция «Физкультурница» (1969), И. Фрих-Хара (композиции в малой пластике «Мальчик с  яблоком» и «Мальчик с рыбкой» — оба в мраморе), Л.Кенрбеля («Бюст негритянки» (бр.), «Индийский артист» (мр.) 1980-е г.). Отрадно также, что такие талантливые мастера, как Л.Кербель, Н.Николосян, М. Смирнов, М.Воскресенская, А.Ненашева создавали произведения, связанные с Дагестаном, некоторые из них находятся в ДМИИ им. П.С.Гамзатовой.

Так, интересны, каждые по-своему трактованные портретные образы Расула Гамзатова созданные (Львом) Л. Кербелем в мраморе (1987), Н. Николосяном в бронзе (1966), А. Ненашевой в алюминии (1979), отражающие глубоко индивидуальный взгляд художника на личность дагестанского поэта.

Образ женщины – горянки нашел свое воплощение в творчестве таких самобытных скульпторов, как М.Смирнов (Фигурная композиция «Дагестанские фрукты» (1992) и  М. Воспреянской  («Дагестанка» 70-е) – обе исполненные в дереве, и также в ДМИИ находится коллекция известного скульптора В.Шелова,  ученика А.Матвеева  «Мастерица из аула Балхар» (камень) – все эти работы раскрывают нам различные грани национального характера горянок.

В экспозиции относящейся к советскому периоду выставлена мраморная статуя «Мальчик с книгой» (1922) В.Эллонена – ученика А.Т.Матвеева с  характерным для матвеевской школы тяготением к обобщенным объемам, выразительности и цельности силуэта, пластических форм.

Дагестанская профессиональная пластика зародившаяся в начале 20-х годов развивалась в общем русле советской скульптуры и, несомненно, имеет ряд черт отражающих ее своеобразие, национальную специфику. Крупнейший скульптор Дагестана был ее единственным представителем вплоть до сер. 50-х годов 20в. В ДМИИ находятся порядка 20 его работ в различных видах и жанрах – портрете (бюст, голова, фигура)- Махъача Дахадаева (гипс, тонир.), бюст С.Стальского (один гипсовый, 1970, другой в бронзе 1974), фигурные портреты Героя Советского союза Магомеда Гаджиева (гипс, тонир.), поэта Ирчи Казака (гипс, тонир.), яркого исторического и религиозного деятеля 19в. в Дагестана Мухаммада Ярагского (гипс, тонир., 1966) и др., поиски в малой пластике – «Ветер» (шамот, 1960), «Балхарка» (гипс, тонир., 1960) «Влюбленные» (гипс, тонир.) и другие работы – их всех отличает высокое мастерство исполнения, осмысления национальных культурных традиций в соединении с прочными академическими знаниями, полученными в Академии художеств в Ленинграде.

С середины 50-х – нач. 60-х в искусстве Дагестана вливается плеяда таких художников, как И.Ибрагимов (2 ед.), П.кусков (17ед.), А.Газалиев (18ед.), Г. Гейбатов (17 ед.). В 60-х годах активно начинают работать и такие крупные мастера, как Белла Мурадова (20ед.) и А.Ягудаев (24ед.), а с к.60-х – Ш. Бюрниев (1937–2006) и Г. Гимбатов (2ед.), А.Рустамов (1940–1974) (в ДМИИ находятся его работы, выполненные в форме чеканки по металлу).

Почти все перечисленные мастера достойно представлены в ДМИИ работами, отражающими их  поиски в разных видах и жанрах скульптуры.

В малой пластике декоративного плана интенсивно работают в  70–80-е годы Тамара Мусаханова (32ед.) и Фрунзе Махмудов (свыше 40эксп.), а  сначала 80-х и молодой мастер И.Шовкринский, быстро завоевавший популярность своими работами, исполненными в терракоте изображающие пожилых горцев и горянок (в ДМИИ находятся две его композиции «Танцующие старики» и «Мола Насреддин» (80-ег.))

Символика композиций дагестанских пластиков Р.Багавдинова  «Тотем» (кер., 1991), «Чуглинский мотив» (гл., обжиг, 80-е) и др.,  и К. Зарманбетова (в ДМИИ две стилизованные композиции из серии «Степь» (гл. обжиг) доносят до нас отголоски древнейших верований, мифологических представлений преломленные и осмысленные в сознании современного художника. Для крупного скульптора с развитым монументальным мышлением как А. Сайгидов, начавшего свой путь в 80-х не менее важны и его искания, эксперименты в скульптуре малых форм, станковой композиционной пластике. В музее хранятся семь работ художника – в основном фигурные композиции аллегорического и символического плана  - «Палестинская трагедия» (металл, мон., триптих), «Скорбящая» (медь, выколотка), «Победа» (металл, литье).

Завершая краткий обзор коллекции скульптурного отдела ДМИИ им. П.С.Гамзатовой хотелось бы надеяться, что хранящиеся в фондах музея произведения найдут своего ценителя и среди знатоков, и среди обычных зрителей. А работы мастеров скульптуры  несущие в  себе их мысли, представления о прекрасном, о том, что глубоко волнует художников  . что выражает их  мировоззрение, возможно, заставят задуматься об этих и других вопросах и  зрителя – в этом, наверное,  и видится главное предназначение и роль искусства в жизни человека, без которого она была бы эмоционально беднее и бездуховнее.
 
 
Сутаева Н.Р.
Ответственный хранитель фонда скульптуры ДМИИ

Галерея