имени П. С. Гамзатовой


Вы здесь: Дагестанский Музей Изобразительных Искусств » Резной камень


О музее | Новости | Выставки | История формирования | Книга пожеланий

Резной камень в собрании Дагестанского музея изобразительных искусств.

Данная статья посвящена обзору и анализу коллекции резного камня в собрании Дагестанского музея изобразительных искусств. Собрание резного камня является самым скромным в музее в отличии от других видов д.п.и.  и  представляет собой небольшую по количеству, разрозненную по стилям и времени группу памятников,  в полной мере не  отражающую общую картину истории развития камнерезного искусства. Несмотря на  небольшой объем коллекции,  достаточно представительно и разнообразно дана в музее постоянная экспозиция дагестанского камнерезного искусства ХIV — XIX вв. в разделе "Декоративно-прикладное искусство Дагестана”.

Собрание резного камня ДМИИ насчитывает 57 экспонатов. Они выполнены в различных техниках и материале (глинистый сланец, песчаник) и  подразделяются на следующие группы :

  1. Каменные рельефы - детали архитектурного декора аула Кубачи (Зирихгеран) — XIV — XV вв.
  2. Надмогильные памятники — антропоморфные и прямоугольные стелы «кубачинского» V — ХVIII вв.)  и «кумухского»VIII - ХХ вв.)  вариантов.
  3. Выполненные из камня и украшенные резьбой предметы быта — мелкая пластика ХVIII — нач. XX вв.

Самый ранний памятник резьбы по камню является единственным в своем роде – это петроглиф, датируемый 2 пол. II тыс. до н. э. (найден близ сел.Фий, Ахтынского района, урочище Вицурик, передан отделом археологии ИИАЭ ДНЦ РАН), с изображением всадника. Крайне схематично, крупно в профиль  дана фигура лошади, над ней, в оторванном от  нее состоянии, дана фигура всадника с поджатыми ногами, в одной руке предположительно держащего развивающуюся в воздухе веревку с петлей на конце. Охота всадника с помощью веревки требует огромных усилий и сноровки, которая трактуется здесь с большой экспрессией. Фигура всадника в данном случае утрированна («подпрыг»), но не лишена реалистичности и правдивости. Петроглиф выполнен тонкой  врезанной линией по глинистому сланцу.

Интересен петроглиф из  сел. Мачада, Чародинский район, датируемый XVIII в., являющийся единственным образцом так называемой «современной петрографии» Дагестана XVIII XIX вв. в собрании музея. На лицевой гладко обтесанной поверхности, крупного каменного блока врезанной линией изображен лабиринт, состоящий из закрученных к центру двух пар линий, которые при раскручивании в обратную сторону дают четыре (по концам света) спиралевидных завитка. Данный знак является наиболее популярным в мифических и религиозных представлениях горцев как оберег и  талисман.

Двумя выше описанными памятниками и ограничивается  искусство  петрографии в коллекции музея, давшей толчок развитию  в Дагестане непосредственно каменной пластики, архитектуры, монументально-декоративного искусства в эпоху средневековья. Именно  период  XIIXV вв. и далее характеризуется общим экономическим и политическим подъемом Дагестана, бурным строительством городов, развитием торговли и ремесел, возросшим культурным обменом. Именно в этот период камень становится не только основным строительным материалом, но и возросла его декоративная значимость. Дагестанские  мастера, владея всеми техниками графической и пластической резьбы по камню, используя местные традиционные, а также привнесенные, но переработанные на месте сюжеты и узоры создавали не просто элементы для украшения дома, но подлинные произведения народного искусства.

Искусство пластической резьбы по камню в эпоху средневековья наиболее высокого совершенства достигло в  сел. Кубачи, которое выступало в рассматриваемое время одним из крупных центров художественной культуры Дагестана. Дошедшие до  нас в большом количестве архитектурные детали, вставки в стены жилых домов, средневековых башен и культовых сооружений (мечетей, медресе, храмов), а также резные надмогильные памятники уже давно привлекают внимание исследователей.

 Коллекция каменных рельефов ДМИИ насчитывает 13 памятников указанного периода, часть из которых можно отнести к  ярким, классическим образцам кубачинской каменной пластики. Здесь представлены каменные блоки ( декоративно обработанные вставки в стену) с иконографическими изображениями: человека, льва (барса), птиц, оленей, и два тимпана (один — фрагмент). Все они датируются периодом  XIV -  сер. XV вв., выполнены, в основном, из глинистого сланца и некоторые из песчаника в технике высокого рельефа — барельефа и горельефа, низкого  рельефах.

Более детально мы  рассмотрим ряд памятников, представляющих наибольший интерес в научном и  художественном плане, и которые являются классическими образцами каменной пластики «эпохи сказочного каменного царства» ( сел. Кубачи, кон. ХIV — нач. ХV вв.).

 В первую очередь обращает на себя внимание тимпан двухпролетного арочного окна с  изображением сцены борьбы и персидской надписью (сер. XIV в., горельеф, глинистый сланец).

Памятник широко известен, описан и опубликован практически во всех изданиях по искусству Дагестана (А.С.Башкиров "Искусство Дагестана. Резные камни" 1931 г., Э.В.Кильчевская "Искусства Кубачи" 1962 г., А.А. Иванов " Искусство Кубачи" 1976 г., Маммаев М.М. "Декоративно-прикладное искусство Дагестана. Истоки и  становление" 1989 г., "Камень и  дерево", каталог музея ИЗО, 1989г.).

 Памятник был вывезен из сел. Кубачи в составе коллекции рельефов (22 шт.) в 1924г. Русской этнографической экспедицией для дальнейшей закупки Дагестанским музеем. Ранее же тимпан украшал окно западного фасада Хуннала-мечети. Тимпан имеет арочную полукруглую форму с выступающим архивольтом, центральное поле заполнено сюжетной композицией, выполненной на высоком художественном уровне. Это сцена борьбы (спортивный поединок) двух атлетически сложенных мужчин. Борцы в длинных кафтанах, подпоясанных широкими ремнями и  высоких мягких сапогах, обхватили друг друга руками за пояс, ноги широко расставлены, туловище наклонено. Во всем изображении чувствуется высокое напряжение, накал, момент решительной схватки. Архивольт тимпана заполнен рельефной персидской надписью, но выполненной арабскими буквами. Здесь воспроизведена часть распространенного в Иране кон. ХII — ХIV вв. благопожелательного стиха: « Да будет покровителем творец мира, да будет покровителем …».

В коллекции музея представлен еще один образец тимпана, вернее, его фрагмент — левая половина входного тимпана, имеющего, достаточно, редкую прямоугольную форму   и сюжет,  выполненный в высоком рельефе из глинистого сланца в кон. ХIV- нач. ХV вв. Прямоугольное поле обрамляет П-образный архивольт в виде широкой каймы с крупным изображением стебля типа «византийской ветки» и трехчастными пальметками по бокам, расположенными в  изгибах стебля. В образовавшемся поле, покрытом зернисто-точечным фоном, помещена фигура грифона, заполняющая все пространство. Грифон с орлиной головой (фантастическое крылатое полиморфное существо с орлиной головой, крыльями и телом  льва) изображен в позе животного «на страже», в нем нет агрессивности, но  явно передана защитная сила.

 Каменная скульптура не имела такого же широкого развития как каменные рельефы, по крайней мере, до нас дошли лишь малые единицы, находящиеся сегодня в различных коллекциях. В коллекции ДМИИ хранится единственный образец каменной средневековой скульптуры — тулово животного, возможно кабана, с  отбитыми конечностями и головой. Монументальный характер, выразительные объемные детали тулова свидетельствуют о прочных реалистических традициях в  скульптуре. На правом боку изображена фигура лучника — мужчины, одетого в  традиционный кафтан, в pyкаx у него вытянут вперед  огромный лук. Сюжет напоминает сцену охоты и  видимо недвусмысленно был помещен на тулово кабана. На передней, грудной части так же в невысоком рельефе расположен свисающий с шеи медальон-ромб. Прецедента датировки  таких памятников практически  нет, но учитывая "живую" изобразительную традицию средневековой культуры сел. Кубачи, а так же сам факт распространения лука как оружия в  Дагестане до ХVII в., можно условно датировать памятник кон. ХIV — 1  пол. ХV вв.

Следующая группа произведений камнерезного искусства в коллекции музея составляет  очень небольшой раздел надмогильных памятников. Специфика самого явления - надмогильный памятник, морально-этическая сторона,  связанная с  памятью предков и  освященная  традиционной культурой народа,  не позволяют музейным сотрудникам достаточно полно комплектовать данный раздел  народного искусства. Обычно изучение этого специфичного материала происходит на месте, памятники фиксируются фотоаппаратом или в технике эстампа. Отдельные, подчас случайные памятники поступали в  коллекцию в разное время без системы и отбора, представляя собой разрозненные фрагменты,  не одинаковые по художественному уровню и технике исполнения.

В собрании музея представлено всего 11 памятников, большинство из которых относятся к довольно позднему периоду (кон. ХIХ — нач. ХХ вв.). Если провести условное разграничение по видам и стилям, то можно разделить все имеющиеся памятники-стелы (прямоугольные и антропоморфные)  по двум локальным. вариантам – «кубачинскому» и «кумухскому». Все они имеют, достаточно, широкую прямоугольную форму, и при различии традиционной орнаментальной трактовки и техники резьбы (плоский, низкий, высокий рельеф, графическая линия) их объединяет два устойчивых  элемента. Это аркообразное обрамление по краю плиты, заполненное растительным «византийская ветка», либо эпиграфическим орнаментом, и расположенное вертикально по центральной оси стилизованное «древо жизни», венчаемое сверху крупным цветком, кругом, фиалом.

Ко второй группе памятников относятся фрагменты четырех антропоморфных стел, принадлежащих к  одному кругу. Их объединяет общая композиция, тип орна­мента, форма и  предполагаемый размер, которые мы  обнаруживаем в т.н. «кумухском» варианте надгробных памятников. Для них характерны строгое П-образное обрамление, линейное деление внутреннего поля на отдельные участки, заполняемые надписями религиозного содержания и центральным медальоном.

Из камня вырезали небольшие сосудообразные предметы - ступки, ступы-поилки, подставки под прялки, светильники, большие тимпанообразные надкаминные плиты, сплошь покрытые  тонким резным узором. Мелкая каменная пластика, к сожалению, мало изучена. В основном, мы имеем представление лишь о  т.н. кубачинских предметах быта из  камня, выполненных в достаточно позднее время (XIХ — нач. XX вв.). По традиции вся лицевая поверхность покрывалась растительным, типа «мархарай», реже сюжетным орнаментом,  и по форме эти предметы носили устойчивый монументальный характер. В коллекции представлены несколько аналогичных подставок под прялку, ступки для приправы и каминная плита вышеописанного образца.
 
 
Д.А. Дагирова
Зав.отделом  изобразительного искусства
Сокращение статьи «Резной камень в собрании «Декоративно-прикладное искусство Дагестана» музея изобразительных искусств».
Сборник научных статей: история, исследования, опыт, открытия.
Вып.1./Дагестанский музей изобразительных искусств.
Махачкала 2002 г. С. 42 — 54 

Галерея