имени П. С. Гамзатовой


Вы здесь: Дагестанский Музей Изобразительных Искусств » Резное дерево


О музее | Новости | Выставки | История формирования | Книга пожеланий

Коллекция резного дерева Дагестана в собрании Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой.

Коллекция резного дерева Дагестанского музея изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой насчитывает 223 экспоната и отражает многообразие форм орнаментальной культуры, техник изготовления (долбленной, резной, точеной) и декорирования (роспись, раскраска, тонировка).

Коллекция формировалась на протяжении почти пятидесяти лет. Некоторые экспонаты приобретались у частных лиц, большая же часть – в 1970–80-е гг., во время музейных экспедиций по горским районам Дагестана. Достаточно активно пополнение музейной коллекции продолжается и сегодня.

Самым раним памятником является фрагмент ларца или детской люльки, найденный археологами в Кафыркумухском могильнике (Буйнакский район), II тыс. до н.э.

В целом дагестанские деревянные изделия с декоративным убором можно разделить на три большие группы: 1) архитектурные элементы; 2) мебель; 3) сосуды и предметы быта.

Наибольший интерес вызывают детали архитектурного декора: столбы-опоры, створки ворот, дверей и окон, оконные и дверные коробки, столбы, перила, карнизы на лоджиях, верандах, балконах и др.

Важным элементом внутренней архитектуры горского жилища была деревянная стена «ЦIУЛАЛ РУКЪ» (с аварского – «деревянный дом»), отделяющая жилую часть от хозяйственной и  служащая основной опорой дома. В центре ее стоял огромный столб, иногда три, называемый у аварцев «КЬИБИЛ» (с аварского – «корень») и играющий особую роль в доме горца. «Корневой столб», «столб рода», имел не  только функциональное значение, но и духовное, играя охранную, защитную роль. Недаром при строительстве дома столб, будучи свидетелем жизни не одного поколения семьи, бережно переносился из старого дома в новый. Враги, врываясь в  жилище горца, стремились нанести увечье именно столбу, тем самым «обрекая» весь род на вымирание, за что им полагалось мстить как кровникам.

Опорные столбы особенно их капитель (т.н. подбалка), богато украшались глубокой резьбой. В коллекции представлены два фрагмента опорных столбов, имеющих диаметрально противоположный декор: крупный архаический орнамент с солярными элементами украшает подбалку гидатлинского столба (аварцы), а свободный растительный с арабеской в центре покрывает капитель кубачиского (даргинцы).

В традиционном горском доме количество мебели было минимальным. Поэтому ко второй группе мы относим закрома и лари (неподвижного и  подвижного типа), а также диваны, скамьи, табуреты, сундуки, детские люльки и  т.п.

Особый интерес вызывают имеющие монументальный характер неподвижные аварские лари-амбары каркасного («ЦАГУР») и срубного («КАМ») типа для хранения зерна и сыпучих продуктов, обычно примыкающие к скальной стене дома. Передней частью цагура являлась выше упомянутая стена «цIулал рукъ».

В каждом горском доме имелся диван для главы семьи и  почетных гостей, имеющий характерную конструкцию и декор. Диван из музейной коллекции, датируемый нач. ХХ в., был приобретен П.С. Гамзатовой в кон. 70-х гг. в сел. Обох, Гунибского района во время научно-этнографической экспедиции.

Наряду с цагурами, диванами и скамьями составной частью интерьера была разнообразная деревянная утварь и мелкие предметы быта, являющиеся принадлежностью каждого горского дома и представляющие третью, самую многочисленную группу резного дерева. Это мерки, поставцы, солонки, ступки-чесночницы, корыта для теста, подносы на трех и  четырех ножках, шумовки и дуршлаги, черпаки, ложки и др. Сюда же примыкают нехитрые орудия труда – прялки, гребни для чесания шерсти, уплотнители шерсти при ткачестве, веялки для зерна и т.п.

Все эти предметы выполняли не только утилитарную, но и декоративную функцию, развешиваясь, когда они не использовались, на стене «ЦIУЛАЛ РУКЪ». Поэтому у таких предметов, как столики для хинкала, подносы, корыта, богато орнаментировалась именно тыльная сторона, обращенная к зрителю, в чем проявлялось присущее горским народам глубокое эстетическое чувство. Орнамент на  них обычно был крупным, геометрическим, что подчеркивало круглую или овальную форму предмета. Часто изображались солярные знак и многолепестковые розетки.

Мерки для сыпучих продуктов делились на несколько типов в  зависимости от объема: «МУД» 480 г., «ОРТО»2 кг. 400 г., «САХ» – 3- 4 кг., «РИКЪИ» 6 кг., «КЪАЛИ» 12 кг. Мерки типа сах обычно выдалбливались из цельного дерева (донышко было вставным) и по форме напоминали бадью большого или меньшего размера с ручкой петлей для подвешивания. Мерки более архаичного типа, орто целиком выдалбливались из  дерева, и форма их похожа на сильно вытянутую в высоту несколько сплющенную с  боков кружку.

Разнообразные шумовки, дуршлаги, черпаки и ложки обычно выполнялись из твердого ореха, имели неодинаковый размер и форму. Иногда на дне шумовки вместо традиционных круглых отверстий вырезалось одно в форме креста или крест в сочетании с круглыми дырочками. Ручка могла быть круглой, плоской или имела более сложную винтообразную форму.

Особое место среди резной бытовой утвари занимают поставцы называемые у аварцев «УЧАЛТАН» (с аварского – «место для вилок»), используемые для хранения столовых приборов. Типы форм и декора учалтанов весьма разнообразны. Некоторые имеют монументальный характер, другие отличаются особым изяществом силуэта.

Музейное собрание включает несколько резных прялок имеющих практически одинаковую форму, но разный декор. Поверхность кубачинских прялок украшена традиционным растительным орнаментом, но иногда на прялках встречается более упрощенный декор в виде простых насечек.

Надо отметить, что резьба по дереву не была ведущим ремеслом в сел. Кубачи, поэтому здесь производились предметы из дерева только по необходимости, для внутреннего бытового пользования. Уникальным экспонатом является кубачинская потолочная решетка нач. ХХ в. для сушки мяса.

Резное дерево широко использовалось в оформлении культовых зданий – мечетей, минаретов, медресе. Богато орнаментировались двери мечетей (наиболее известным памятником являются двери Калакорейшской мечети XII в., хранящиеся в ДГОМе), опорные столбы, мимбары (кафедры для проповедника), пюпитры под Коран и другие священные книги.

В коллекции музея хранятся две подставки под Коран. Одна из  них достаточно позднего происхождения, нач. ХХ в. Ее резной декор сведен к  минимуму, однако, весьма интересна и сложная конструкция. Пюпитр выполнен из  единого куска дерева, без каких либо соединительных элементов и при складывании превращается в плоский предмет прямоугольной формы.

Особый интерес вызывает подставка, датируемая 1730 г. и, по-видимому, происходящая из региона Даргинского нагорья, возможно, из мечети Калакорейша, разрушившейся в сер. ХХ в.  после переселения жителей села на плоскость. Подставка имеет своеобразную форму – на две плоские дугообразные части на колесиках (утрачены) сверху прикреплены три вертикальные широкие планки, в центре соединенные двумя горизонтальными (правая утрачена).

Все это свидетельствует об особом значении деревянной утвари в горском доме. Ее утилитарная функция была далеко не единственной. Форма, орнаментика, знаковая символика, техническая изощренность были призваны не  только и не столько радовать глаз красотой и художественным совершенством, но и охранять, помогать, защищать.

Наших предков успокаивал и радовал вид этих оберегов, и  отсюда рождалось чувство прекрасного. Возможно, на генетическом уровне это чувство передается и современному человеку и, созерцая эти, казалось бы, простые предметы, украшенные порой достаточно примитивным орнаментом, мы испытываем удивительное волнение и эстетическое наслаждение.
 
 
Петенина Т.П.
Сокращение статьи из каталога «Резное дерево Дагестана из собрания Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой».
Автор проекта, редактор – С.Р. Гамзатова, автор статьи, составитель – Т.П. Петенина.
Махачкала 2005 г.

Галерея