имени П. С. Гамзатовой


Вы здесь: Дагестанский Музей Изобразительных Искусств » Мархъал


О музее | Новости | Выставки | История формирования | Книга пожеланий

Символика свадебного украшения ругуджинской невесты «маргъал».

ДМИИ им. П.С. Гамзатовой обладает одной из самых богатых коллекций дагестанского художественного серебра в мире. Здесь хранятся традиционные женские украшения всех народов Дагестана. Обширно представлены украшения народов аварской группы.

Традиционные женские украшения народов аварской группы примечательны, в первую очередь, уникальной сохранностью архаических художественных форм и декоративных мотивов, восходящих к эпохе бронзы. Одним из  самых древних является тип нашивных украшений, о чем свидетельствуют, достаточно, многочисленные археологические находки, датируемые VIIIX вв. К этому типу относится и «маргъал» — украшение из сел. Ругуджа, Гунибский район, о котором и пойдет далее речь.

В коллекции нашего музея хранятся семь маргъалов, два из которых, превосходной сохранности, представлены в  постоянной экспозиции.

Ругуджинская невеста в день свадьбы надевала уникальное налобно – теменное украшение маргъал (с авар. «жемчужина»), не имеющее аналогов ни в одном другом селении Дагестана. Это исключительно свадебное украшение, надеваемое девушкой один раз в жизни и передаваемое из поколения в поколение, от матери к дочери.

Маргъал представляет собой прямоугольный кусок шелковой ткани ярко красного или пурпурного цвета, с подкладкой, на который пришивались в определенном порядке различные мелкие элементы: серебряные подвески, бляшки, монеты, цепочки, бусины из  полудрагоценных камней и речной жемчуг. Все традиционные элементы составляли каноничную трехчастную композицию с небольшими вариациями. Маргъал надевали поверх головного покрывала «нучIу», закрепляя матерчатыми или кожаными шнурками, пришиваемыми по углам изделия.

Свадебный костюм невесты в целом был подчинен идее скрыть, спрятать невесту от дурного глаза завистников и нечистой силы. Центральным событием свадебного обряда являлся переход невесты из отцовского дома в дом жениха, символизирующим переход молодой девушки в абсолютно иной социальный статус – статус замужней женщины, принадлежащей уже другому тухуму. Именно в этом переходном состоянии девушка считалась наиболее уязвимой, поэтому ее всячески старались скрыть, защитить. Невесту вели в дом жениха ночью, а ее наряд полностью скрывал фигуру и особенно лицо. Ювелирные украшения, которые являлись неотъемлемой частью свадебного наряда, также выполняли функцию оберегов. Таким образом, художественные формы подчинялись сакральному содержанию украшения, которое являлось его сутью.

Характерным именно для этого украшения декоративным элементом, давшим название всему изделию, является композиция из мелкого речного жемчуга в виде пяти треугольников, расположенных по нижнему краю маргъала. Треугольную форму имеют также серебряные двухчастные подвески, декорированные черневым традиционным растительным орнаментом со штампованными восточными огурцами и монетами.

Третий композиционный ряд составляют круглые серебряные бляшки с растительным орнаментом или мотивом многолучевой свастики, выполненных в технике черни.

В декоре почти всех серебряных элементов фигурируют древние символы (круг, свастика, треугольник, зооморфные образы), которые являются визуальными архетипами архаических культур почти всех стран мира, выполняя функцию оберега. Разбирая семантику этих элементов в первую очередь стоит обратиться к работе П.Р. Гамзатовой, в которой автор достаточно подрод рассматривает данные символы.
Свастика один из самых древнейших символов. Однако, стоит отойти от привычной интерпретации ее как солярного знака. Свастика, по сути, является изображением вращательного движения лево- и право-ориентированного вокруг центральной точки, от которой исходят ее лучи. В принципе, свастика является минимоделью мироздания, с  исходящим и возвратным движением жизненного цикла.

Почти в каждой композиции маргъала присутствуют парные круглые бляшки с мотивом свастики. Таким образом, семантика этих элементов усложняется и становится символом аналогии, условно обозначая два противоположных мира. Возможно, они обозначают сакральное пространство перехода из одного мира в другой, из одного состояния в другое, о чем мы говорили ранее.

Каждое конкретное изделие по-своему уникально, т.к. составлялось женщинами из сел. Ругуджа со своими небольшими вариациями, в силу субъективных предпочтений или финансовых возможностей семьи, что придавало изделию своеобразные индивидуальные черты. Интересен сам принцип составления композиции, с одной стороны прослеживается определенная симметрия, и в тоже время присутствует доля хаотичности. Этот эффект возникает, за счет введения дополнительных единичных или парных элементов (серебряных бляшек, подвесок, монет и бусин), которые функционируют как композиционные перебивки.

К нижней кайме маргъала пришивались монеты и мелкие серебряные подвески, в виде плотной бахромы полностью скрывающей верхнюю часть лица невесты. Здесь стоит затронуть психологический аспект вопроса. Дело в том, что впервые в жизни горская девушка, которая вела сравнительно замкнутый образ жизни, оказывалась в центре всеобщего внимания. Можно сказать, общество разделялось на мужское и женское, которые в будние дни, по принципам горской этики, почти не соприкасались в  непосредственном, свободном общении. Поэтому девушка испытывала почти экстремальную психологическую нагрузку, ведь все внимание мужчин, родственников и друзей жениха, было направлено на нее. Традиции свадебного обряда предписывали невесте сдержанность и полную невозмутимость, ей нельзя было разговаривать, смеяться и  есть со всеми. Поэтому маргъал и с  психологической точки зрения, скрывая глаза, помогал невесте выполнять все предписания.

Особого рассмотрения достойны две большие сложные многоярусные серебряные подвески свисающие по бокам маргъала. Интересен центральный элемент подвесок представляющий собой стилизованное изображение развернутых в разные стороны двух лошадок. Здесь мы сталкиваемся с  образом коня, одним из самых древних и наиболее распространенных символов в  декоративно – прикладном искусстве Дагестана. Как отмечают многие исследователи, по отрывочным сведеньям о верованиях народов горного Дагестана, этот образ связан с водной стихией. Однако сдвоенное изображение лево и право ориентированных лошадок скорее пересекается с символикой аналогий, о которой речь шла ранее. Но второе значение не отрицает первого.

Более богатые маргъалы дополнялись еще и подбородочной цепью с мелкими подвесками из монет, в центре которой могла быть крупная треугольная подвеска, декорированная растительным черневым орнаментом.

Интересна идея о смысле всей композиции маргъала в целом, выдвинутая П.Р. Гамзатовой в ее ранней работе. Условно говоря, она изображает трехчастную вселенную, где треугольные элементы символизируют землю, круглые – солнце, лошадки – водную стихию.

Рассмотрев, таким образом, все художественные особенности маргъала, символику отдельных элементов и его функции в контексте свадебного обряда, становится очевидной огромная ценность этого национального самобытного украшения. Не только с эстетической точки зрения, но и как уникальное визуальное отражение архаических верований наших предков.
 
 
Астемирова З.А.
искусствовед
научный сотрудник ДМИИ

Галерея