имени П. С. Гамзатовой


Вы здесь: Дагестанский Музей Изобразительных Искусств » Ковры


О музее | Новости | Выставки | История формирования | Книга пожеланий

Коллекция ковров в собрании Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой.

Музейная коллекция ковров, ковровых изделий и тканей  формировалась в течение долгого времени. 15 октября 1964 г. в музей от Министерства местной промышленности поступили первые экспонаты отдела ковров: бархатные, шитые золотом чехлы для подушек, ковровые подушки, мелкие ковровые изделия и большие ковры, среди которых были тематические ковры «Ленин» и «Аврора». С тех пор коллекция ковров, ковровых изделий и вышивок постоянно пополнялась за счет этнографических экспедиций, во время которых у населения были приобретены уникальные экспонаты. В 70-х гг. коллекция ковров пополнилась экспонатами, закупленными на ковровых фабриках Южного Дагестана, многие из которых были выполнены по оригинально разработанным на фабриках  рисункам.

Материалы коллекции, в основном, датируются XIX – 2 пол. XX вв. В коллекцию входят не  только дагестанские, но и изделия из соседних регионов (Азербайджана, Средней Азии, а также Украины и России).

На сегодняшний день коллекция ковров, ковровых изделий и  вышивок насчитывает  1 107 экспонатов, 432  из них составляют коллекцию ковров, которую можно разделить на четыре группы:

1.      Безворсовые ковры (аварцы, кумыки, лакцы, даргинцы, лезгины).

2.      Ворсовые ковры (табасаранцы, лезгины, кумыки, аварцы).

3.      Войлочные ковры (лакцы, кумыки, ногайцы, аварцы).

4.      Комбинированные ковры (аварцы, даргинцы).

Наиболее популярным видом ковроткачества  у дагестанцев  было  безворсовое (килим и джеджим): оно было развито практически у всех народов Дагестана.  Простые полосатые паласы  -туруты  вырабатывались по всему Дагестану из конопли, хлопка и шерсти в технике джеджим.  В паласы из лакского сел. Балхар и многочисленных сел Гунибского района вводятся узорные полосы с геометрическими орнаментальными мотивами —  «ножницы», «копытце», «топорики», «амулет». Подобный декор переносится мастерицами и на мелкие изделия, выполняемые в этих регионах – сумки, хурджины,  ленты для кувшинов. В сел. Корода, Гунибский район нижний край подобных паласов декорируется многоярусной бахромой в виде толстой разноцветной «сетки».

 Для лакцев и лезгин характерны яркие красочные килимы  с многократно повторенным  шестиугольным медальоном. Последовательно расположенные фигуры образуют полосы, которые и  составляют композицию килима. Для них также характерна композиция в виде одного или нескольких ромбов, расположенных в ряд по длине поля.

В предгорных и горных районах Центрального Дагестана были широко распространены килимы, называемые давагин у аварцев и дум у кумыков.  Подобные килимы были  непременным атрибутом аварского или кумыкского дома.  При сравнительно небольшой ширине (1,30- 1,50 м) они имели  большую длину (до 6- 7 м.), закрывая две или даже три   стены  традиционного горского жилища.

Композиция таких ковров достаточно устойчива. Обычно,  на синем фоне в один или несколько рядов располагались красные (в думах иногда желтые, зеленые, коричневые) медальоны. Наиболее характерен подобных килимов ромбический медальон с многочисленными крючкообразными ответвлениями, с зеркально повторенными по вертикальной оси зооморфными фигурами. Медальон носит название «длиношейный или многоногий дом» и  считается увеличенной и усложненной фигурой элемента «арзумани», а «крючки», отходящие от него – дериватами S – образного элемента. Не менее популярны в подобных килимах медальоны — «дом с кошачьей головой», «перо», «зеркальный дом», Г — образный медальон, с отходящей вниз широкой «панелью», который трактуется как изображение дракона.

Одним из интереснейших видов дагестанских килимов  является супрадум. Предположительно, местом его происхождения  является Казбековский район. Техника  ткачества и форма аналогичны давагину. Иногда для придания обтекаемости некоторым элементам декора при ткачестве супрадума используются дополнительные идущие дугообразно стежки, которые  вводятся в поле или в деталь декора.

Композиция супрадумов представляет собой 3–5 крупных восьмиугольника на темно-красном поле, плотно заполненным  фигурами антропоморфного, зооморфного или орнитоморфного характера, мелким геометрическим орнаментом.  В восьмиугольнике помещается округлый медальон с заполнением, аналогичным полю. Поле обрамляет, сравнительно, не широкий бордюр с повторяющимся элементом.

В аварском сел. Урма, Левашинский район издавна изготовляли совершенно уникальный вид паласов, не имеющий аналогов в других районах Дагестана –  узорные циновки чибта. Эти циновки мастерицы плетут из тонкой и прочной болотной травы — осоки.  На золотистый фон мастерица помещала рисунок темно-красного, синего или терракотового цвета, контур которого подчеркивался черным. Ромбические медальоны  этих циновок напоминают «рукъзалы» давагинов, хотя сами мастерицы называют его «ковровым» рисунком. Для циновок характерен «пальчиковый» рисунок, «створки», орнитоморфные фигуры.

Циновки традиционно использовались как напольные покрытия, но в некоторых районах Дагестана их стелили  под ворсовые ковры  для большей сохранности последних.

Один из популярнейших в Дагестане видов ковра – сумах, изготовляемый в Южном Дагестане и некоторых районах Азербайджана. В Южном Дагестане сумах был в каждом доме,  в других регионах его могли позволить себе только зажиточные семьи. Они отличаются оригинальностью, высокими утилитарными и художественными качествами. Сумах очень плотен, не собирает пыли, в то же время мягок и пружинист, благодаря «подковровому» слою. Это же сообщает сумахам малую теплопроводность – качество, крайне необходимое при земляных и  каменных полах дагестанских жилищ старого типа.

Узор сумахов достаточно сложный, преимущественно геометрический, иногда в него  вводятся антропоморфные и зооморфные элементы. Композиции многочисленны и  разнообразны: решетчатая, композиция из трех ромбических медальонов, из 8-угольных медальонов, композиции с зооморфным изображением, трактуемым как «дракон», «спящий дракон» и т.д.  Колорит основан на мягких сочетаниях кирпично-красных, коричневых, синих, белых тонов.

К сожалению, в Дагестане со вт. пол. ХХ  в., мастерицы, в основном, используют в своих коврах только две композиции:  решетчатую (характерную для сел. Чиликар) и состоящую из 3 ромбов (характерную для сел. Капир).

Но заслуженную славу Дагестану в свое время принесли  ворсовые ковры. Ковры средней и низкой плотности для собственных нужд ткали и на кумыкской плоскости, и в центральном нагорном Дагестане у аварцев, но только южнодагестанские, табасаранские,  ковры получили международное признание. Существует одиннадцать основных типов ковров, получивших название по наименованию населенного пункта, где вырабатывались ковры с характерным для  данной местности орнаментом. В Южном Дагестане насчитывается восемь таких типов: «Ахты», «Микрах», «Дербент», «Рушуль», «Табасаран», «Хив», «Касумкент», «Рутул». К северной группе ворсовых ковров относятся: аварские «Тлярата», кумыкские «Дженгутай» и «Казанище». На данный момент не  наблюдается такого жесткого орнаментального разграничения, и в Южном Дагестане в ковровых центрах производятся ковры любого рисунка, а их названия обозначают лишь традиционный орнамент.

В советский период были популярны тематические ковры. В собрании музея хранятся ковры  «В.И. Ленин» ( 1957 г., Дербентская ковровая фабрика); «Аврора» ( 1957 г., Дербентская ковровая фабрика); «Всадники революции» ( 1972 г., автор эскиза Шалумов Ш.А), «Дружба народов» ( 1972 г., автор эскиза Смирнова С.П.).

Третью, небольшую, но не менее интересную и  разнообразную группу дагестанских ковров составляют собой войлочные ковры. До недавнего времени войлочные ковры были неотъемлемой частью приданого невесты у аварцев, кумыков, которые производили прорезные войлоки – арбабаши. Арбабаш изготовлялся из двух или нескольких войлоков, окрашенных в различные цвета: синий, красный, серый  и т.д. Войлоки обычно накладываются один на  другой и прорезаются по намеченному орнаменту. Затем орнамент войлока одного цвета вшивается в другой, и наоборот,  в  конечном счете, получается два арбабаша с одинаковым рисунком, но разного цвета. Шов между зазорами закрывается белой тесьмой «сираж».

Особую роль играли войлоки в жизни ногайцев, ведущих до нач. ХХ в. кочевой образ жизни. Войлоки служили стенами  юрт, внутри жилища использовались для утепления, широко войлок использовался для изготовления одежды и различных бытовых предметов.

Производством войлока занимались и лакцы, используя  окрашенную  шерсть в процессе валяния и создавая орнамент виде перекрещивающихся полос и ромбов. Подобные войлоки также носят название кииз.

Отдельную группу представляют собой ковры комбинированного типа «цаха», где килимное плетение сочетается с узелковым. Ковер получается двусторонним, «махровым» с одной стороны,  и гладким с другой. Встречаются подобные ковры у даргинцев, лакцев, аварцев.

Уходящее своими корнями в глубокую древность искусство ковроделия  не оставляет нас равнодушными и в третьем тысячелетии. И сегодня ковры наших прадедов выглядят современно и авангардно, служат источником вдохновения для молодого поколения мастеров.
 
 
Магомедова А.И.
Зам. директора по научной работе
ДМИИ им. П.С. Гамзатовой

Галерея

Все фотографии раздела »