имени П. С. Гамзатовой


Вы здесь: Дагестанский Музей Изобразительных Искусств » Керамика


О музее | Новости | Выставки | История формирования | Книга пожеланий

Коллекция дагестанской керамики в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой.

В коллекции музея хранятся более 650 дагестанских изделий из  керамики. Она охватывает период с кон. III – 1 пол. II тыс. до н.э. (2 горшочка из Гинчинского могильника) по XX в. (керамика Балхарских, Суливкентских и Джулинских гончаров).

Гончарное производство зародилось на территории Дагестана в  VI тыс. до н.э. О древнейшей керамике и ее характеристиках мы можем судить только по археологическим раскопкам.

Археологическая керамика представлена в музее двенадцатью предметами. В отделе археологии находится 180 экспонатов (камень не  учитывается), из них двенадцать — это керамические сосуды, десять из которых находятся в постоянной экспозиции.

Все археологические экспонаты были переданы в фонд музея из Дагестанского филиала Академии наук в 1980 г. Все они найдены в археологических экспедициях в 60-х гг. XX в.

Самыми древними экспонатами являются два сосуда из Гинчинского могильника, датируемые сер. III – 1 пол. II тыс. до н.э. Оба сосуда говорят о достаточно высоко развитом гончарном производстве уже в ту далекую эпоху.

Как правило, декор носит геометрический характер. Пояс треугольных фестонов и орнамент «елочка». Исследователи, включая П.М. Дебирова и А. Голана, относят эти мотивы к символам плодородия, точнее воды – как символа жизни. Следует отметить, что наносимый декор всегда нес магический положительный смысл – оберегающего графического заклинания.

В первых веках нашей эры в Дагестане, в основном в его предгорной части, получили широкое распространение сосуды с зооморфными ручками. Это ярко представлено керамикой из Урцекского городища (Карабудахкентский р-н). Урцеки возник в последние века до н.э. и  прекратил свое существование в VI в. Это был крупный ремесленный и торговый центр. В собрании музея имеется четыре сосуда из Урцеки. Это кувшин с зооморфной ручкой, чаша с сосцевидными и роговидными налепами, чаша, вероятно, для производства сыра и кувшин с зооморфным сливом и символом древа жизни на тулове. Урцекская керамика легко узнаваема, благодаря зооморфности. Характерным исключительно для Урцеки является вдавленный трех или пяти частный орнамент образующий глазки по бокам от слива.

Период Хазарского каганата (III в. до н.э. – IV в. н.э.) освещен экспонатами из двух поселений: Верхнее-чирюртовского и Андрейаульского.

Верхнее-чирюртовскаястоловая керамика достаточно своеобразна и узнаваема. Столовая керамика имеет цвет черепка от серого до черного с  примесью толченого ракушечника или кварца. В экспозиции представлено два сосуда кувшин и чаша. Изготовлены они при помощи гончарного круга и обожжены в печи. Кувшины декорировались врезными бордюрами из зигзагообразных линий, нанесенных трех или четырех зубчатыми стеками. Чаша декорирована поясом врезного орнамента «елочка», также характерным для данного периода и территории.

Интересен в плане качества и мастерства, кувшин «поросенок» найденный в сел. Кулиф и датируемый IV – VI вв. Такая реалистичная стилизация под поросенка и богатый налепной орнамент не  единична, схожие сосуды, того же периода были найдены в сел. Хури. Влияние данной формы прослеживаются в изделиях последующих веков и в наши дни, что свидетельствует о ее широком распространении.

Первые подробные сведения о дагестанских гончарах нового времени появляются в  1882 г. в «Очерке кустарных промыслов Северного Кавказа» О. В. Маргтрафа. В советский период изучаются особенности отдельных центров. Развитые традиции керамического дела в XIX в. зафиксированы в селах Сулевкент, Балхар, Джули. Гончарное производство отмечено в лезгинских селах Испик, Мюгуч, Еникенд (территория современного Азербайджана).

Вплоть до 1940-хгг. бытует архаическое керамическое производство в сел. Кахюл (Ахтынский район). Гончарное дело развито в кумыкских селах Нижнее Казанище, Андрейаул. В XIX в. керамику делали в аварских селах Бацада, Тинди. В конце XIX в. известно много небольших  центров гончарного производства в округе города Дербента (села Сабнова, Огни, Джалган, Араблинка, Рубас) в Темир-Хан-Шуринском округе (села Эрпели и Новый Чиркей).

Для Дагестана XIX в. характерно большое разнообразие бытовой керамики. Так, в Балхаре, Сулевкенте, Джули мастера делали посуду для приготовления и подачи хмельных напитков, молочных продуктов, воды, столовую посуду, изделия иного назначения — чираги-светильники, черепицу, водопроводные трубы и др. Изготавливались большие тарные сосуды для хранения зерна, муки, маслобойки, ступки, чабанские фляги.

Одним из древнейших центров расписной бирюзовой керамики является аул Кала. Сохранившиеся тарелки работы калинских мастеров декорированы темно-коричневым, почти черным узором, выполненным раствором марганцевой руды по белому ангобу. Затем их покрывали прозрачной свинцовой глазурью с добавлением окиси меди, от чего получался ярко-бирюзовый цвет.

К сожалению, производство керамики в сел. Кала прекратилось в XIII в. в период нашествия на территорию Дагестана татаро — монгол и больше не возобновлялось. Также бытует предположение, что калинские мастера после разрушения их села переселились в Испик и там продолжили свое ремесло.

К сожалению, остается до сих пор невыясненным происхождение широко распространенных в республике керамических блюд с изумительной красоты поливой и рельефным декором — так называемых индирских или испикских. Это единственный вид дагестанской керамики предназначавшейся исключительно для украшения сакли. Особый эффект придает блюдам сочная цветовая гамма поливы: то сливаются к центру, то свободно расходятся зеленые и темно-вишневые потеки, полученные при росписи изделия солями марганца и меди. Возможно, одной из  причин исчезновения промысла так называемых испикских блюд была ограниченность числа мастеров, посвященных в секреты их производства.

Сел. Сулевкент являлось одним из ведущих центров гончарного производства. Здесь гончарным делом по традиции занимались мужчины. Когда-то селение окружали леса, поэтому местные гончарные изделия после обжига на древесном угле имели терракотовую окраску черепка, а потемневшие сосуды здесь считались браком. Лепка выполнялась, как и в Балхаре, жгутовым способом. Сулевкентская керамика перекликается с аналогичной и синхронной керамикой Средней Азии, эта керамика в какой-то степени сохранила некоторые высоко развитые в прошлые эпохи технологические приемы изготовления дагестанской средневековой глазурованной керамики.

Дошедшие до нас единичные образцы керамики сулевкентских гончаров по всей их  простоте поражают красотой и изяществом форм. Каждая форма — эстетически выразительная, своего рода скульптурное произведение, где утилитарные, художественные и конструктивные качества изделия соединены с большим мастерством. Все формы свидетельствуют о хорошей продуманности пропорций в  соотношениях всех составных частей: высота, объем, размеры дна и бортов, количество ручек и т.д.

В 1944 году все жители Сулевкента были переселены в Чечено — Ингушетию, а затем в один из экономически развитых плоскостных районов Северного Дагестана, на новом месте гончары старшего поколении пытались продолжить ремесло своих предков. Но безуспешно.

Как и в Сулевкенте, в Джули гончарное ремесло стало сугубо мужским занятием. Производством и сбытом гончарных изделий занимались тоже исключительно мужчины.

Джулннская керамика находила распространение и сбыт в соседних земледельческо-скотоводческих хозяйствах лезгин, агул и даргинцев. Гончарная посуда джулинцев в основном реализовалась на  Хучнинском базаре. Ассортимент изделий особо не отличался от других гончарных центров Дагестана. Здесь производились большие сосуды для хранения зерна, водоносные кувшины, маслобойки, подойники, миски, кружки и т.д.

Расписная керамика аула Джули совершенством форм близка к классическим античным образцам. Устойчивые формы крупно хозяйственных сосудов связаны, очевидно, с техникой  лепки жгутовым способом на ручном гончарном круге. Окислительный характер обжига дает ровный терракотовый цвет черепка.

В середине 30-х гг. в сел. Джули, на базе местного колхоза, была организована небольшая гончарная мастерская по выпуску традиционной гончарной посуды, однако, в силу некоторых  обстоятельств, джулинское гончарное производство пришло в упадок. Одна из причин в том, что джулинская керамика не выдерживает конкуренции с металлической, стеклянной и прочей посудой фабрично-заводского производства. Вторая — после Великой Отечественной войны сократилось число потомственных гончаров: многие мастера погибли на  войне.

К концу 50-х гг. джулинский гончарный промысел угасает.

Археологи считают, что все существовавшие в Дагестане очаги поливной керамики имеют общий генетический корень — дербентский. Появление поливной керамики в крупнейшем экономическом центре средневекового Дагестана, каким являлся Дербент, ученые относят к середине VIII в. Свидетельством тому является обилие отвала (брак при обжиге) и черепков поливной посуды, обнаруженных при археологических раскопках в городе и его окрестностях.

Балхар, лакское селение в Акушинском районе, старинный центр неполивной керамики. Балхарское керамическое искусство насчитывает несколько сотен лет. Сосуды балхарских мастериц (а изготовлением посуды в Балхаре, начиная с добычи глины и кончая обжигом изделий, занимались только женщины) отличает изумительная орнаментальная графика, неразрывно связанная с формой сосуда.

Появление искусства расписной керамики в Балхаре исследователи относят к рубежу ХIII-ХIV вв. Хотя типология форм и орнамента, а так же сугубо женское занятие ремеслом – ведет историю к периоду матриархата. Со временем, древний геометрический орнамент, характеризовавшийся строгостью и  лаконичностью элементов (солярные знаки, широкая кайма, ромбы и др.) трансформировался в изящный растительный. Так же изменились и приоритеты в  цвете ангоба от красного к белому. Современный орнамент росписи отличают приверженность к традиционной культуре, богатство элементов, утонченность линий, завитков, спиралей, плавная округленность контуров, мелкие детали, варьирующие основной узор, отсутствие строгой симметрии. Главный рисунок располагался на верхней половине сосуда, подчеркивая выпуклость его формы.

В 1980 – 90-х гг. далеко за пределами Дагестана были известны имена талантливых балхарских мастериц: Х. Мамаевой, П. Ибрагимовой, А. Сулеймановой, П. Амирхановой, Х. Исмаиловой, П. Кадиевой, Х. Бизалкурбановой, А. Османовой, П. Газибагаевой, Р. и Б. Танеевых, З. Умалаевой.

В наши дни промысел продолжает развиваться, сохраняя и  развивая в своем творчестве лучшие традиции балхарского искусства.

Кахульская керамика отличается от других керамических центров Дагестана своей незыблемой архаичностью на протяжении всей истории ее производства. Здесь производство керамики являлось сугубо женским ремеслом. Керамическое ремесло развивалось в  рамках натурального хозяйства, и только в XIX — XX вв. не значительный излишек продавали или обменивали.


Сергеев А.Ю.
Научный сотрудник

Галерея

Все фотографии раздела »