имени П. С. Гамзатовой


Вы здесь: Дагестанский Музей Изобразительных Искусств » Женские украшения


О музее | Новости | Выставки | История формирования | Книга пожеланий

Коллекция женских ювелирных украшений народов Дагестана из фондов ДМИИ им. П.С. Гамзатовой.

Женские ювелирные украшения являются одним из самых интересных аспектов народного искусства Дагестана, отражающий уникальную этно-культурную  ситуацию –  сосуществования около 34-х этнических групп, сохраняющих на протяжении многих столетий свои национальные традиции и язык. Украшения, являясь неотъемлемой частью национального женского костюма, выделяются невероятным многообразием художественных форм. Так по одежде и  украшениям женщины можно было определить не только ее национальность, но и принадлежность к определенному вольному обществу, а иногда и к конкретному аулу.

ДМИИ обладает одной из лучших коллекций женских ювелирных украшений народов Дагестана. В музее хранится около 5 тыс. изделий художественного серебра, из которых 4,5 тыс. составляют женские украшения.

Дагестанские женские украшения можно классифицировать, опираясь на работы П.Р. Гамзатовой, на шесть национальных школ аварская, даргинская, кубачинская, южно дагестанская, кумыкская, ногайская, и разделить по способу ношения на две большие группы – нашивные и съемные. Традиция нашивания различных серебряных элементов к одежде восходит к глубокой древности, о чем свидетельствуют археологические находки. Эта традиция связана с комплексом верований горцев о магической защитной силе металла как такового. При этом, золото считалось металлом с негативной энергетикой, и могло использоваться для наложения порчи, вредительства в священных обрядах брака и рождения.

Самой обширной, разнообразной группой являются аварские украшения, примечательные самобытностью и уникальной сохранностью традиционных видов. Формы аварских украшений выделяются массивностью, монументальностью, декорированные архаичным геометризированным черневым орнаментом, с включением древних символов (солярных, плодородия, зооморфных).

Украшения аварок, особенно повседневный комплекс, сконцентрированы на голове. Что связано с еще одной функцией украшений – социально дифференцирующей. По головным украшениям, можно было определить социальный статус женщины – ее возраст (так  число и размеры украшений сводились к минимуму у пожилых женщин), замужество (специфические украшения, надеваемые только после свадьбы), состоятельность (по количеству и стоимости). Основой головного убора являлось чохто, чухта, на  который нашивались, закреплялись головные украшения. Чухта могла быть – в виде мешочка или чепца, скрывающего голову и  косы женщины. Поверх чохто горянки надевали большой платок, покрывало почти полностью скрывающий верхнюю часть женской фигуры. Таким образом, головные украшений прикрывались от посторонних глаз, что подчеркивает их обереговую функцию.

Самой древней и распространенной формой головных украшений являлись разнообразные круглые височные серьги и  розетки, связанные с солярной символикой. В экспозиции музея представлены все основные виды аварских височных сережек, от  простых колец до более сложным многоярусных подвесок. Большие (дм. 10 – 12 см.) кольца, иногда дополняемые тремя полыми бусинами, украшали чохтотиндалок и багулалок. Парные кольца крепились с обеих сторон к височной части чохто, и соединялись кожаным ремешком, проходящим через затылок. Широкое распространение имели сравнительно небольшие (дм. 5 – 6 см.) височные сережки с 6 – 7-ю подвесками из коралловых бусин на цепочках. Внутренняя часть кольца, которых украшена изображением древа жизни и птички, в различных вариантах: просто птичка, сдвоенные птичьи головки, или композицией из двух птичек и древом в центре. Образ птички, один из самых древних и распространенных в декоративно-прикладном искусстве Дагестана, связан с представлениями о древе жизни, на ветках которого она сидит, как первоисточнике жизни на земле. Символы древа жизни по представлениям горцев приносили в дом достаток. Эти символы, часто фигурирующие на женских украшениях, оберегали детородную функцию женщины, обеспечивая ей большое потомство.

 

Женщины общества Гидатль (сел. Урада, Тидиб, Мачада, Хотода Шамильского района) и Кахиб (сел. Кахиб, Гоор Шамильского района) к височной части чохто нашивали серебряные литые круглые бляшки — «кIилкIал». Размеры розеток поэтапно уменьшались в зависимости от  возраста и статуса их обладательницы (молодая девушка, замужняя, пожилая женщина). Самые большие бляшки носили незамужние девушки, что подтверждает сакральное защитное значение этого украшения.

Гидатлинские аварки украшали и налобную часть чохто, литой квадратной чуть изогнутой пластиной, словно повторяющей форму лба, с  объемными чеканными изображениями звезды, птички, сдвоенных лошадок.

Образ лошадок, развернутых к друг другу спинами, встречается и в парных, сложных, многоярусных подвесках, нашиваемых на свадебное платье и  головной убор «маргъал» аварок из сел. Ругуджа. В экспозиции представлено два прекрасных украшения «маргъал» (с авар. «жемчуг») и полная реконструкция на манекене свадебного костюма ругуджинки. Маргъал представляет собой прямоугольный кусок шелковой ткани, на который нашивали различные серебряные элементы, бусины из полудрагоценных камней по определенной схеме. По нижнему краю располагается композиция из пяти треугольников, вышитых мелким речным жемчугом. К нижним углам крепятся две многоярусные подвески с центральным элементом в виде сдвоенных лошадок.

Этот зооморфный символ, дагестанские исследователи фольклора, связывают с водной стихией. Но, на мой взгляд, сдвоенность и  развернутость лошадок в противоположные стороны, переводит семантику образа в  область символов аналогии, т.е. сопоставления двух противоположных миров.

Свадебный наряд ругуджинской невесты дополняли традиционные большие многоярусные подвески – «куц». Они крепились на колечках к  туникообразному платью «горде», по 2  – 3 спереди, а иногда и на спине.

Интересно, и свадебное головное украшение «таял» аварки из сел. Гергебель, состоящее из треугольной чуть изогнутой пластины, и  присоединенных к ней, цепочек с мелкими подвесками из монет. Пластина декорирована черневым растительным орнаментом, с розеткой по центру.

Даргинские украшения перекликаются с аварскими художественными формами и стилистикой, а некоторые виды височных и нагрудных подвесок идентичны. Характерной чертой украшений этой группы являются своеобразная массивность, т.к. большая часть элементов, аналогичных штампованным аварским, выполнялись в технике литья.

Одним из самых распространенных повседневных головных украшений даргинок являлась крупная, тяжелая цепь, прикрепляемая к налобной части покрывала. Цепь удерживала покрывало, чтобы оно не спадало и не мешало во  время работы.

Среди нагрудных даргинских подвесок особо интересны амулетницы, которые также широко бытовали и у других народов Дагестана. Они представляют собой многоярусные подвески с центральным цилиндрическим элементом, открываемым по бокам, украшенным растительным черневым узором. Это своеобразный футляр для свернутой бумажки с религиозным текстом из Корана, являющейся стержнем сакрального значения этого украшения.

Особую группу составляют украшения даргинок из сел. Кубачи. Эти украшения бытовали исключительно внутри села, и выполнялись местными мастерами по конкретному заказу односельчан. Стилистика кубачинских украшений самобытна и не имеет аналогов в Дагестане. В экспозиции музея выделен, достаточно, большой блок из четырех витрин, где широко представлено многообразие и богатство кубачинских украшений. Украшения этой группы выделяются высоким техническим мастерством, почти скульптурной пластикой форм, обилием зерни, позолотой и вставками драгоценных камней (альмандин, бирюза, сердолик, коралл) в высоких круглых кастах.

Традиционным головным убором кубачинок является белое покрывало, украшенное золотым шитьем и бахромой – «кIаз». Праздничный убор замужней женщины дополнялся подбородочной цепью — «гунапIк», с двумя объемными розетками, украшенных овальными вставками альмандина в глухих кастах, обрамленные зернью, которые располагались на  височной части.

Особо интересны свадебные украшения кубачинок – браслеты и  кольца-бубенчики. Свадебные украшения по обряду надевались лишь один раз в  жизни и спустя определенный период (3 дня, 40 дней или до рождения первого ребенка), который устанавливала семья жениха, снимались и хранились в сундуке, как приданое дочерей. Роскошь, высокая стоимость этих украшений обусловлены значением свадебного обряда, как перевода девушки в более высокий статус замужней женщины. Одновременно, они выполняли и обереговую функцию. Часто в браслетах центральный крупный камень украшался гравированной арабской надписью с благопожеланиями. А сами камни в  высоких, выступающих кастах, на мой взгляд, являлись своеобразными глазками, и возможно, поэтому особо любим камнем кубачинцев был темный альмандин. Кольца-бубенчики, отражали архаические представления, встречающиеся у многих народов мира, о магической силе звонкого звука, отгоняющего злых духов.

Оберегом являлась и кубачинская нагрудная амулетница «тавка», массивная, объемная, полая, литая подвеска, с богато украшенной камнями, зернью, позолотой, внешней стороной. Внутрь нее также помещали бумажку с отрывком из Корана.

Южно – дагестанская школа объединяет две группы украшений: 1) аварок Тляратинского района и Закатальской зоны, входящей в состав Азербайджана, лачек, агулок; 2) лезгинок и табасаранок. Украшения этой группы отличаются художественной стилистикой, близкой искусству стран Ближнего Востока, в частности Ирана, проникшей через соседний Азербайджан. Это проявилось в нетипичной для дагестанских изделий колористической пестроте, обилии вставок цветного стекла в сочетании с  позолотой, а также в формах и декоративных мотивах, характерных искусству ислама – полумесяц со звездой, восточные огурцы, шатер, форма стрельчатой арки.

Очень интересен головной убор аварок сел. Тлярата —  «думча». «Думча» — чепец вся поверхность которого покрыта серебряными, мелкими цилиндриками и  цепочками. К затылочной части чепца крепилась на цепочках крупная литая бляшка в виде полумесяца со звездой, украшенная позолотой и вставками цветного стекла. В экспозиции представлены два великолепных по сохранности чепца.

Ярким примером южно – дагестанской стилистики является свадебное головное украшение «къукъем». Оно состоит из центральной пластины в форме стрельчатой арки, к навершию которой крепятся круглая бляшка и  по 2 – 4 цепочки по бокам, украшенные позолотой, множеством разноцветных вставок стекла и плотной бахромой из мелких подвесок, в виде восточных огурцов. Важен тот факт, что «къукъем» надевали поверх платка, закрепляя эту конструкцию с помощью крючков. Эстетика этого изделия, и  украшений данной группы в целом,  выстроена на идее украсить, поразить роскошью и богатством, а их сакральное значение основывалось на религиозной символике ислама.

Лезгинки и табасаранки носили приталенное платье («валчаг», «волжагъ») с глубоким вырезом на груди, надеваемое поверх туникообразной рубахи. Обязательным украшением такого платья являлся серебряный пояс, с очень широкой пряжкой, с круглой застежкой в центре. Яркий пример традиционного пояса такого типа представлен в  экспозиции. Крупная пряжка декорирована шатрообразными напайными элементами, черневым узором и гравировкой. Пряжка пришита к широкому кожаному поясу, расшитому рядами монет, а по низу идет бахрома из мелких подвесок на цепочках. Этот тип пояса во многом  перекликается с   аналогичными азербайджанскими поясами.

Верхнюю часть платья украшали своеобразной, достаточно, крупной брошью, «гюль» (с азер. цветок) в виде цветка. Ее прикалывали под горлом, скрепляя разрез рубахи.

Еще одним характерным украшением для костюма южно – дагестанских женщин являлось нагрудное украшение из монет соединенных колечками, составляющих подвижное полотно, прикрепленное в верхней части к  вытянутой прямоугольной пластине, украшенной чернью.

В экспозиции представлен уникальный образец такого типа украшений, когда в полотно из монет включена, цилиндрическая амулетница.

Кумыкские украшения, весьма, отличны от всех выше рассмотренных. Кумычки носили платье «къабалай» приталенное, с широкой присборенной юбкой, двойными рукавами и глубоким вырезом на груди, очень близкое национальным костюмам народов Северного Кавказа (осетины, черкесы, кабардинцы). Украшениям этой группы характерны изящество форм и декора, тонкость ювелирной работы, сравнительно небольшие размеры изделий, излюбленной техникой являлась филигрань, позолота,.

 Основными типами украшений являлись нагрудник «къаршумалар» и тонкий пояс. «Къаршумалар» - нагрудное украшение, состоящее из 11 – 15 вытянутых тонких застежек, сокращающиеся в размерах к низу, нашитых на трапециевидный кусок бархата, закрепляемого с внутренней стороны, грудного выреза платья. Застежки были либо филигранные, либо литые, украшенные чернью или накладной филигранью, с  вставками бирюзы или цветной пасты, в круглых кастах.  Они имели различные формы: простые узкие, овальных, в виде кинжальчиков и восточных огурцов.

Пояса состояли из 8 – 10-ти звеньев соединенных между собой колечками или на шарнирах. Они выполнялись в технике накладной филиграни, с зернью, позолотой и вставками бирюзы или цветной пасты. Интересен кумыкский пояс из  музейной экспозиции, сбоку от центральной пряжки которого, прикреплена на  цепочках маленькая филигранная подвеска в виде птички.

Ногайская группа украшений характеризуется стилистической близостью к изделиям народом Средней Азии. Свадебные украшения ногаек утрировано крупные, со строгим декором из крупных вставок сердолика и  геометризированными черневыми элементами. Причина, достаточно,  крупных размеров аналогичных ногайским среднеазиатских украшений в научной литературе объясняется тем, что во время свадебного шествия к жениху невесту сажали на лошадь, и ее украшения должны были быть видны остальным участникам, стоящим на земле. Особо интересна крупная нагрудная подвеска, представленная в экспозиции, из треугольных, литых, объемных бляшек с вставками сердолика по центру и круглыми бубенчиками на  концах.

В экспозиции представлены два ногайских кольца, называемые «къончъюравюзик», семантика которых перекликается с кубачинскими свадебными кольцами-бубенчиками. Это кольца с  крупными сердоликами в круглых кастах, гнездо которых обрамлено круглыми подвесками, звенящими во время движения.

Таким образом, в сравнительно, небольшом зале музея, представлено огромное многообразие и богатство национальных женских украшений Дагестана, раскрывающие перед зрителем уникальный мир самобытных художественных форм, отражающих сакральные образы и верования наших предков.
 
 
З.А. Астемирова
Искусствовед
Научный сотрудник ДМИИ

Галерея