имени П. С. Гамзатовой


Вы здесь: Дагестанский Музей Изобразительных Искусств » Археология


О музее | Новости | Выставки | История формирования | Книга пожеланий

О коллекции археологии ДМИИ им. П.С. Гамзатовой и некоторых вопросах истории декоративно-прикладного искусства Дагестана.

Данная коллекция была передана музею Институтом истории археологии и этнографии ДНЦ РАН в 1970 –х г., которая практически целиком вошла в постоянную экспозицию музея. Это археологический материал – бронза, дерево, керамика, общим количеством 172 экспоната. Хронологически она охватывает время от III тыс. до н.э. и  до периода развитого средневековья Х–XIV вв. В экспозиционных витринах представлены четыре блока:

  1. эпоха медно- бронзового векаIII — II тыс. до. н.э
  2. эпоха железного векаVII в. до н.э. - IV в. н.э
  3. эпоха раннего средневековьяIV - X вв.
  4. эпоха развитого средневековья X - XIV вв.

В коллекции музея представлен археологический материал раскопок из могильников: Гинчи (энеолит, Шамильский район), Чиркейский (медно-бронзовый век, Буйнакский район), Верхнечирюртовский (бронза-II в. н.э., Кизилюртовский район), Мугерганский (железный век, Магарамкентский район), Шаракунский (железный век, С.-Стальский район), Урцекский ( VI в. до н.э — III в. н.э, Карабудахкентский район),Хабадинский (железный век, Гунибский район), Галлинский ( ран.средневековье, Хунзахский район), Бежтинскиий (ран.средневековье,VIII-X вв., Цунтинский район), Верхнекаранаевский (развитое средневековье, Буйнакский район ).

В основном это изделия из металла с художественной обработкой  – женские украшения  и предметы мужского костюма – браслеты, кольца, подвески, нашивки, булавки, бляхи, пряжки, наборные геральдические пояса.

Истоки металлообработки в Дагестане восходят к медно – бронзовому веку – IV - III тыс. до н.э. Наиболее активно местная металлообработка начинает развиваться  в III тыс. до н.э.,  — в период, когда Кавказ становится крупнейшим центром металлопроизводства, обеспечивавшим на протяжении около 1000  лет – почти до середины  - II тыс. до н.э. – своей металлургической продукцией степные племена Северного Причерноморья, Подонья и Поволжья. В это время  древние дагестанские племена изготовляли различные орудия труда (наконечники копий, боевые топоры, кинжалы и.т.д.) и  мелкие украшения (височные кольца и подвески, браслеты, бусы, пронизки из  спирально свернутой проволоки) из искусственного сплава – медно-мышьяковой бронзы. В эпоху ранней бронзы, III тыс. до н.э., металлообработка основывалась на местной рудно-сырьевой базе. Со второй половины  III тыс. и во  II тыс. до н.э. искусство обработки металла в Дагестане достигло уже значительного уровня развития. Археологические раскопки  могильников и  поселений этого времени выявили   наличие глиняных литейных форм (Мекегинский, Галгалатлинское, Верхнегунибское поселения ранней бронзы), остатки бронзолитейных мастерских (Верхний Чирюрт), а также многочисленные и разнообразные металлические изделия, в том числе уже специфические на тот момент дагестанские типы украшений.

Эпоха железа – VII в. до н.э. – IV в. н.э.- новый этап в развитии древнего искусства. Происходят значительные изменения в социальном строе – распадаются патриархально-родовые отношения, складываются племенные отношения, расширяются культурные связи. Освоение нового материала – железа, дало мощный рост хозяйственной и экономической деятельности древнего человека.

Использование железных орудий и инструментов в ремесленном производстве вызвало более широкое развитие и совершенствование художественной обработки цветных металлов – бронзы, серебра, золота.

Албано-сарматское время. III в . до н.э. – IV в. н.э. В пределах эпохи железа на территории Дагестана получила широкое развитие т.н. «албано-сарматская культура». Общность культурных явлений, а также данные письменных источников позволяют включить Дагестан в состав Кавказской Албании, северные границы которой проходили по р. Сулак. В III - II вв до н.э. в Предкаваказье проникают племена сарматов, что сразу же отразилось в погребальном  обряде, где появляются элементы, характерные этим племенам.

По свидетельству Страбона в это время существовал международный торговый путь, караванная торговля между сарматами и вавилонянами, посредниками в котором выступали мидяне и армяне. С этим и  связывается появление в дагестанской культуре албанского времени целого ряда признаков сарматской культуры.

Говоря о постоянном и тесном контакте дагестанской культуры с определенными территориями, их роли и значении в развитии нельзя не выделить факт тесных взаимовлияний и параллелей с т.н. кобанской культурой (XII в. до н.э – IV в. н.э., Центральный Кавказ) для которой была характерна высокая культура и  высокоразвитая бронзовая металлургия. Элементы мастерства кобанской культуры прослеживаются в искусстве народов Дагестана не  только в эпоху раннего железа, но и в последующее время.

Эпоха средневековья. Раннесредневековая культура. В эпоху раннего средневековья наиболее ярким очагом металлообработки являлся северо-восточный Дагестан, на территории которого в VII в. основывается Хазарский каганат – крупная полукочевая империя, к VIII в. занявшая обширную территорию, включающую Предкавказье, Подонье и Приазовье, на которой сложилась, относительно, однородная и самобытная культура, получившая название салтаво-маяцкой.

Специфические особенности этого очага  металлообработки характеризуют материалы Верхнечирюртовских могильников VI – нач. VIII вв. Среди них представлены изделия из золота, серебра, и главным образом из бронзы. В них прослеживаются стилистические черты, характерные для прикладного искусства степей Евразии, где долгое время господствовали кочевые племена тюрков, сменившие в сер. I тыс. н.э. ираноязычные племена.

Получивший распространение в V в. н.э  т.н. полихромный стиль (инкрустация  золотых и  серебряных изделий цветными камнями, стеклом, пастой, был разработан позднеантичными мастерами Боспора) имел широкое распространение и в Дагестане. Обычно полихромная инкрустация сочетается с геометрическим узором, образованным зернью и филигранью. В раннесредневековое время ювелирные изделия этого стиля получили распространение в Поволжье, Северном Кавказе,  Крыму, средней Азии и Казахстане, и конечно в Европе,  куда этот стиль был занесен варварскими племенамигуннами, готами, сарматами, аланами и др. в период великого переселения народов.

В Дагестане выявлено немало высокохудожественных ювелирных изделий из золота и серебра, инкрустированных драгоценными камнями, цветными стеклами и пастой из Верхнечирюртовского могильника VII - VIII вв., могильников с. Ираги, городища Таргу.

Эпоха развитого средневековья (10–14 в.в.)

Наши сведения о позднесредневековой материальной культуре носят фрагментарный характер и не позволяют воссоздать по данным археологии более цельную картину этнокультурной ситуации в регионе.

После арабских завоеваний, изнурительных войн и распада Хазарии прекратилась жизнь на  большинстве поселений Северного Приморского Дагестана. Запустели цветущие поселения Терско -Сулакской низменности. В предгорном Дагестане культуру позднего средневековья характеризуют материалы раскопок городища Аркас – остатков крупного городского центра VIII XV вв. При раскопках городища и  могильника выявлен большой керамический и металлический инвентарь, характеризующий средневековую городскую культуру предгорного Дагестана, и  позволяющий лучше познать истоки знаменитых местных художественных промыслов.
 
 
Дагирова Д.А.
Зав. Отделом ИЗО

Галерея

Все фотографии раздела »