имени П. С. Гамзатовой


Вы здесь: Дагестанский Музей Изобразительных Искусств » Фарфор


О музее | Новости | Выставки | История формирования | Книга пожеланий

Западно-европейский и русский фарфор в собрании ДМИИ им. П.С. Гамзатовой.

Дагестанский музей изобразительных искусств обладает богатой (620 предметов) и разнообразной коллекцией этого благороднейшего вида керамики. Разнообразной по времени  и месту производства, по школам и стилю. Большая часть музейной коллекции состоит из  западноевропейского фарфора: Мейсен, Берлин (Германия), Севр (Франция), Веджвуд (Англия),  несколько предметов дают представление о венской  и датской мануфактуре. Русский и восточный фарфор (Китай и Япония) представляют особые разделы коллекции.

Основу коллекции составляют фарфоровые изделия, переданные в  1958 г.  Краеведческим музеем Дагестана, куда они поступили в 1920 — 30-х гг. из Государственных музейных фондов Москвы и Санкт - Петербурга. Наличие в собрании как уникальных, так и ординарных предметов позволяет нам рассмотреть историю развития фарфорового производства и  достаточно широко  представить себе ту социально-бытовую среду, в которой они имели применение.

Самый ранний экспонат, представляющий мейсенский фарфор, относится к середине XVIII в. Это масленка «Куропатка» (1745–1748 гг.), выполненная  по модели  Иоганна Кендлера.

Другие изделия Мейсенского завода, хранящиеся в музее, относятся ко второй половине XVIII  в., когда господствующим стилем в европейском искусстве был рококо

Большая часть малой пластики, хранящейся в музее, тоже относится к продукции Мейсенской мануфактуры. Очень выразительны маленькие статуэтки из серии «Дети-музыканты»: «Мальчик с флейтой», «Девочка со скрипкой» (1770–1780 гг.), а  также «Мальчик с виноградом», многофигурная композиция «Хоровод».

Музейное собрание богато столовой и чайной посудой второй половины XVIII  в., в которой также наблюдаются элементы стиля рококо. Формы изделий разнообразны, но в контурах преобладает округлая линия.

Во Франции  фарфор начали производить еще в  1673 г. – в Руане, а с 1702 г. — в Сен-Клу. Со второй половины XVIII  в. большую известность приобретает Севрскийфарфоровый завод. К сожалению, наш музей не обладает предметами старого Севра. Но есть хорошая коллекция более позднего периода сер. XVIII – XIX  вв. Среди столовой посуды этого завода особо выделяется глубокая тарелка из «Бирюзового с камеями» сервиза Екатериной II.

Особого упоминания заслуживает еще один экспонат – настольная чернильница, состоящая из  3-х предметов.

Рассматривая тарелки, чашки, блюдца, набор для пряностей из  4-х предметов, чувствуешь особую тонкость и рафинированность севрских изделий. Все очень  изысканно расписано гирляндами из живописных цветов в сочетании с ажурным орнаментом позолоты. В центре тарелок — букеты роз, изображения птиц, пасторальные и галантные сцены, мифологические сюжеты. Роспись посуды примерно до  1770  г. выдержана в духе чистого рококо. Есть несколько тарелок, где уже наблюдается стиль классицизм.

Восхитительны маленькие кофейные чашки в восточном стиле: одна – расписанная китайскими мотивами, сценками, позолотой, другая – чисто белая.

Двумя интересными работами представлена в музее мелкая пластика Севра. Это скульптурные композиции из бисквита, неглазурованный фарфор, — «Мальчик-каменотес» и «Девочка-прачка». Естественные позы, характерные для их занятий, простонародная одежда с закатанными рукавами, застывшие в движении руки все выполнено весьма реалистично.

Хорошо представлены российские заводы. Первый фарфоровый завод в России был открыт в  1744  г. императрицей Елизаветой. Она пригласила из Швеции И.К. Гунгера, который ранее уже содействовал подобным учреждениям в Вене и  Венеции. Управителем после него в 1748–51 гг. был замечательный русский ученый-химик Д.И. Виноградов (1720 –1758 гг.), который в  1756 г. сконструировал для обжига большую печь. Таким образом, появилась возможность создавать многопредметные обеденные сервизы, первым из которых был – «собственный сервиз» Елизаветы Петровны.  В нем кроме тарелок, ложек и солонок имеются изящные овальные корзины – сухарницы. В музейной коллекции из этого сервиза хранится блюдо.

С годами спрос на изделия из фарфора увеличивался, и продукции одного Императорского завода становится недостаточно. Во второй половине XVIII – нач. XIX вв. возникают частные предприятия.  Первый частный фарфоровый завод в  1766 г. открыл в Вербилках, под Москвой английский купец Ф.Я. Гарднер. Затем в  1811 г. - завод Попова, в  1835 г.– завод братьев Корниловых, заводы Сипягина, Ауэрбаха, Миклашевского и др. В собрании музея эти заводы представлены изделиями столовой и чайной посуды. Художественный и  этнографический интерес представляют выпускавшиеся заводом Попова и Гарднера статуэтки из раскрашенного бисквита: «Танцующая крестьянка», «Старик, плетущий лапать», «Имеретин» и «Осетин» исполнены в реалистической манере.

«Товарищество Кузнецова» «выросло» из завода, купленного в  1870 г. М. С. Кузнецовым у Ауэрбаха. От производства только фаянса, на котором специализировался Ауэрбах, Кузнецов через некоторое время перешел к выработке фарфора, майолики и полуфаянса. Из продукции этого периода, хранящейся в музее, выделяется «Коралловый сервиз» на шесть персон, кон. 1870-х гг.

В музее имеется небольшая, но очень ценная коллекция т.н. «агитационного» фарфора,  характеризующая послеоктябрьской период (1920–25 гг.).

Уникальность агитационного фарфора не только в его политической значимости, но и в высокой художественном уровне, так как над его созданием трудились такие прославленные мастера, как С.В. Чехонин, А.В. Щекатихина-Потоцкая, А. Громов и др., которые расписывали изделия на  злободневную тему. В советский период был продолжен выпуск малой пластики. Значительный вклад в развитие советской скульптуры малых форм внесла Н.Я. Данько. В музейном собрании хранится ее скульптура «Матрос со знаменем», с надписью «Аврора» на ленточке бескозырки (1923 г.).
 
 
Раджабова Д.Г.
Сокращение статьи «Западно-европейский и русский фарфор в собрании ДМИИ».
Сборник научных статей: история, исследования, опыт, открытия.
Вып.1./Дагестанский музей изобразительных искусств.
Махачкала 2002 г. С. 110 — 116

Галерея

Все фотографии раздела »