имени П. С. Гамзатовой


Вы здесь: Дагестанский Музей Изобразительных Искусств » Западно-европейское искусство


О музее | Новости | Выставки | История формирования | Книга пожеланий

Западно-европейское искусство XVI – нач. XX вв. в собрании Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой.

Музейное собрание западноевропейской живописи XVI - нач. ХХ вв. насчитывает 68 произведений итальянских, французских, немецких, голландских и фламандских мастеров, а также одну работу английской школы. Основная часть коллекции была сформирована в кон. 20-х – нач. 30-ых годов, когда в  Дагестан для только что организованного краеведческого музея была передана коллекция старой живописи из Государственных музейных фондов Москвы и Санкт — Петербурга. До 1958г. коллекция входила в состав художественного отдела  краеведческого музея, на базе которого и был создан музей изобразительных искусств.

Большая часть западноевропейской живописи 48 работ представлена в экспозиции.

К сожалению, собрание западноевропейской живописи не позволяет в полной мере отразить историю развития всех направлений и стилей искусства стран Европы. Тем не менее, отдельные работы дают представление о таких историко-культурных эпохах, как Северное и Итальянское Возрождение, голландское, фламандское, итальянское искусство XVII в., художественные направления барокко, классицизм, рококо, неоклассицизм, романтизм, реализм и импрессионизм. Не все работы являются подлинниками, но несколько превосходных копий XVI - XVIII вв., бесспорно, имеют большую историческую и художественную значимость.

Самым ранним подлинником является полотно неизвестного художника  XVI в. «Мучения святой Екатерины». Достоверных подлинников итальянского Ренессанса в музее нет, но есть три копии, одна из которых имеет особую значимость, так как полностью идентична оригиналу Андреа дель Сарто (1486 – 1530) - «Святое семейство с Иоанном Крестителем». В экспозиции представлена также копия с картины величайшего мастера венецианской школы Тициана Вечеллио «Венеры перед зеркалом». Известно, что его произведения пользовались необыкновенным успехом у современников и породили огромное число копий и подражаний. Венецианскую школу живописи представляет в музее также поздняя копия XVIII в. с картины Паоло Веронезе «Похищение Европы». При сравнении с оригиналом копия сильно отличается, по-видимому, автором является один из пансионеров Петербургской  академии художеств, направленный на учебу в Италию.

Живопись Венеции основана на  чувственном восприятии мира. Венецианские мастера были живописцами в высшем смысле этого слова: они видели в цвете, его переливах, бесконечных сочетаниях со светом и тенью основу живописи. Безусловно, копия не в состоянии передать все живописное богатство произведений венецианских мастеров, величайших колористов за всю историю искусств. Однако, критерием «качества» копии является не сходство с оригиналом, а ее сопричастность к великой эпохе.

XVII в. открывает в истории западно-европейского искусства новую эру. Это время появления и расцвета больших художественных национальных школ, возникновения новых стилевых форм (в первую очередь, барокко), тяготения искусства к конкретности отражения действительности. Как следствие этого, возникают и развиваются  все жанры живописи, на которые принято подразделять ее в наши дни: портрет, бытовой жанр, пейзаж и натюрморт.

В собрании музея хранятся подлинные произведения XVII в., в том числе Бернардо Строцци (1581  –1644) «Музыкант» 1615 — 1630 гг., а также работа «Грот с козами», итальянского художника, немецкого происхождения, Розы да Тиволи (1655–1705).

Прекрасно представлено в  постоянной экспозиции искусство Голландии и Фландрии XVII в. – двумя работами знаменитого мастера фламандского натюрморта Яна Фейта«Крестьянский праздник» Адриана Браувера, связанного с бытовым жанром и его ученика Давида Тенирса Младшего «Крестьяне у избы».

В экспозиции музея представлена работа неизвестного фламандского художника круга Ф. Снейдерса – «Охота на медведей». В которой явственно ощутимы черты стиля барокко: сложная причудливая композиция, стремление к динамизму, повышенная экспрессия.

XVII в. для голландского искусства являлся новым художественным этапом развития реалистического мировосприятия. Для голландцев больше не существовало «низменных», недостойных искусства сюжетов. Человек, его быт и  нравы, его жилище и предметы домашнего обихода, природа и ее дары, мир животных и растений – все было значительно. Соответственно этим темам в голландском искусстве возникли и получили дальнейшее развитие такие жанры живописи, как портрет, бытовой жанр, пейзаж и натюрморт.

Необычайно широкое развитие получил у голландцев портретный жанр. Представители голландской буржуазии хотели запечатлеть себя, без лишней идеализации, для потомков. Портрет должен был правдиво воспроизводить модель, быть «тенью  жизни». Все эти черты ярко отражены в «Портрете бургомистра» из музейного собрания.

Голландские мастера сумели увидеть и с большой любовью  передать в  пейзажной живописи прелесть невзрачной, но столь дорогой их сердцу природы своей родины – песчаных дюн и болот, негустых лесов, медленно текущих рек, каналов и, конечно же, моря. В собрании музея хранится работа Абрахама Бастиенса «Берег моря», известного художника-мариниста, в  котором соединены  два жанра – морской пейзаж и бытовая сценка, происходящая на берегу.

В жанровой живописи голландских мастеров нашла отражение жизнь самых различных слоев населения страны. Прочное место в бытовой живописи занял простой народ. Часто их небольшие по формату работы как бы являются картиной-улыбкой, воздерживающейся от мелочной морали и дающей ощутить скрытую теплоту жизни даже в тривиальном. К такой картине- улыбке, безусловно, относится работа Ф. Верхейдена «Женщина с бутылкой».

В музейном собрании хранится небольшая, но достаточно ценная коллекция «малых голландцев». К сожалению, большинство работ не атрибутировано и их авторство не установлено.

XVIII в. представлен в коллекции музея несколькими подлинными работами французских и итальянских художников, представляющие разные художественные течения. Наиболее известным из них является произведение «Концерт» Шарля-Андре (прозванный Карлом) Ванлоо (1705–1765). Некоторыми элементами стиля рококо обладает картина современника Ванлоо Помпео Батони (1708–1787) «Вознесение Марии».  Искусство рококо любило всяческий маскарад, переодевания, представления, часто изображало актеров, музыкантов, кукол. Художники стремились освободиться от скованности и официозности – отсюда пристрастие к сельским идиллиям и пасторалям, погружение в мир искусства и  музыки.

Эпоха Великой французской революции противопоставила аристократическому гедонизму рококо культ античного героя, пафос гражданского подвига. В искусстве воцаряется новый классицизм революционной буржуазии. К художникам-неоклассицистам относится француз Губер (Юбер) Робер (1733–1808) в экспозиции представлена его картина «Пейзаж с руинами».

Яркими представителями романтизма, следующего после классицизма художественного направления, являются братья Джероламо и Доменико Индуно, итальянские художники, сражавшиеся в отряде Гарибальди. В музейной коллекции хранится работа Джероламо Индуно «Женщина с шарманкой», исполненная глубокого психологизма — на фоне бескрайней снежной пустыни на покосившейся изгороди сидит молодая женщина в  ветхом платье с шарманкой в руках.

На протяжении всего XIX в. прослеживается интерес к Востоку, сформировавший новый стиль «ориенталь», в этом плане очень интересна работа французского художника Ораса Верне (1789–1863) «Турок с кальяном».

В музее хранится единственная работа, принадлежащая английской школе, — «Похищение черкешенки» Вильяма Алана, датируемая 1816г. Как и Верне Алан много путешествовал по странам Востока, а также неоднократно бывал в России. Тем ни менее картина свидетельствует о том, что автор  намеренно отступает от  реалистического изображения своих героев — легкий наряд,  полуобнаженная грудь, типично европейское лицо со светлыми глазами и волосами, женственный облик похитителя.

Западно-европейское искусство вт. пол. XIX в. характеризуется активными поисками нового художественного языка, который бы смог адекватно выразить изменения в социально-общественной жизни, и как следствие их – формирование нового нравственного и эстетического идеала. Таким художественным направлением стал импрессионизм с его пристальным вниманием и любовью к живой, быстро изменяющейся, неуловимой действительности.

Непосредственно художников-импрессионистов в собрании музея нет. Но есть несколько работ художников, по-видимому, примыкавших к их кругу и разрабатывающих те же живописные принципы. В первую очередь, к ним относится Жан Вебер (1868–1928), автор картины «Женская борьба».  Отчасти, к этому кругу примыкает и  произведение немецкого художника начала ХХ в. Г. Хюкленброка «Две женщины». Картина построена на контрастном сопоставлении двух женских фигур и имеет явно аллегорический характер. Сложная и богатая в живописном отношении, интересная  по композиции, в которой каждая деталь имеет свой смысл, иносказание, картина Хюкленброка по времени и стилистическим приемам завершает собрание западноевропейской живописи музея изобразительных искусств Дагестана.
 
 
Петенина Т.П.
Сокращение статьи из каталога «Западно-европейская живопись в собрании музея».
Сборник научных статей: история, исследования, опыт, открытия.
Вып.1./Дагестанский музей изобразительных искусств.
Махачкала 2002 г. С. 42 — 54 

Галерея

Все фотографии раздела »