имени П. С. Гамзатовой


Вы здесь: Дагестанский Музей Изобразительных Искусств » Новости


О музее | Новости | Выставки | История формирования | Книга пожеланий

Новости

Выставка П. Гусейновой «Слой».
Патимат Гусейнова – известный художник, яркий представитель современного искусства Дагестана. Она имеет прекрасное базовое профессиональное художественное образование – окончила художественно-графическое отделение Избербашского педагогического училища и художественно-графический факультет ДГПУ в г. Махачкала. Начиная с учебной поры, Патимат ведет активную творческую работу, самостоятельно решая задачи выбора собственного пути в искусстве. Изначально ее творческие поиски формы лежали в плоскости обобщения и образности, метафоры, получившие свое развитие в стилях от полуфигуратива к приемам абстракции. Данные формообразующие решения стали созвучными и естественными формами выражения выбранной тематики работ. Вопросы истории, проблемы гуманистических, нравственных основ жизни человека, мир личных эмоции, переживаний и чувств отражены в творчестве Гусейновой Патимат. Живописная техника автора постоянно совершенствуется, усложняется, в ней появляется фактурность, усложняется и обогащается цвет, все более разнообразным становятся приемы и методы письма. Помимо живописи П. Гусейнова плодотворно занимается художественной фотографией и компьютерной графикой (серия работ была представлена на нескольких выставках). Долгие годы параллельно живописной практике Гусейнова работает в области таких техник как роспись по ткани, декорирование элементов архитектуры и интерьера. Патимат является достаточно активным участником республиканских и региональных выставок, участвует в сложных проектах и акциях. Более 30 экспозиций, среди которых такие крупные и значимые как республиканская выставка-конкурс «Аламат», «Золотой штрих» (ВЗ СХ РД — 1996, 1997,1998), всероссийский конкурс «Галерея Липтон», г.Москва. Дважды автор являлась активным участником биеннале изобразительного искусства «Шунудаг» (Дагестан, 2008, 2010) и межрегиональной выставки «Мир Кавказу» (Волгоград, 2008). Большим событием стал отбор и участие П. Гусейновой в симпозиуме женщин-художниц Северного Кавказа (РСО — Алания, 2008) и участие в серии передвижных выставок по итогам симпозиума. Этот опыт стал определяющим в творческом и личностном росте художницы. И, как следствие, – создание серии интересных и серьезных работ для первой персональной выставки Патимат в Художественной галерее современного искусства «Первой галерее» под метафоричным названием «Вне тела» в 2010 году. Работы этого проекта пронизывал не только единый «нерв», но и безупречная техника воплощения состояния, обозначенного автором как Великая Эмоция. Еще одна безусловная значимая грань художницы — это проектная и кураторская работа. П. Гусейнова проявила себя не только как художник, но и проектный координатор в организации и проведении крупного международного выставочного проекта «Северо-Кавказская биеннале современного искусства» («Первая Галерея», Каспийск, 2011, 2013). С 2009 года начинается творческое и выставочное сотрудничество художника с Дагестанским музеем изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой. Ее работы были включены в собрание музея через авторское дарение (2009), затем закупку (2012), и с этого момента неоднократно были представлены в крупных музейных проектах – «Искусство молодых художников Дагестана» (2009), «Конфессиональное искусство народов Дагестана» (2010), «Выставка новых поступлений» (2011) и др. С 2013 года Патимат становится еще и непосредственно сотрудником музея, реализуя себе в качестве художника-реставратора живописи. На последней выставке «Северо-Кавказской биеннале» («Первая Галерея», 2013) художница представила тетраптих «СЛОЙ», выросший через короткое время в цельный большой проект, представляемый сегодня Патимат в стенах Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой. Это и понятно, ведь атмосфера музея и его «кладовые», богатая коллекция древнего прикладного народного искусства – прекрасная сцена для молодого талантливого художника, чье творчество пропитано знанием, пониманием и любовью своей истории и культуры. Автор проекта «Слой» обращается к богатой культуре раннего средневековья Дагестана, через опыт археологических раскопок и знакомство с их артефактами. Художник являет нам сегодня своеобразную ретрансляцию эстетики и смыслов древних культур. Ее картины — это открытые «публикации», возможность каждому приоткрыть завесы прошлого. Беря за основу конкретные археологические артефакты — бежтинские бронзовые пряжки (7–10 вв.), бронзовые зеркала (7–11 вв.), великентскую керамику эпохи ранней бронзы, она воспроизводит их внешние образы на больших полотнах. Рисованные пряжки, зеркала как будто повторяют сами себя, но за трепетным и буквальным их «портретом» стоит большая душевная и живописная работа художника, его высокие эмоции и восторг. И тогда «пересказывание» превращается в Оду, рисунок превращается в картину. Художник придумывает и использует особые технические фактурные приемы, колдует с цветом и светом, позволяющие автору донести величие и монументальность, аромат и суть давно ушедших времен. Картины Патимат – это перенесенные на новую поверхность слои, своеобразные «протирки» живописью. Ученые используют прием эстампирования рельефных произведений — резного камня или дерева для дальнейшего изучения артефакта. Но порой эстамп оседает в архивах и затем истлевает, не вечна жизнь и самого памятника. Тем ценно такое обращение художника к народной культуре, тем ценно понимание и проникновение в тему. Мы можем вглядеться в вязь металла, увидеть высокое графическое искусство древних художников, нырнуть в фантазии и ритуалы прошлого. Бесконечные неповторяющиеся зооморфные мотивы пряжек, графика зеркал, формы сосудов пленяют и завораживают, учат и наставляют каждого, кто их видит. Декор и формы археологических материалов послужили художнику отправной точкой для большого нового творческого периода. Эта выставка лишь начало, и в созданных первых двадцати полотнах четко просматривается генезис углубления Гусейновой в выбранную тему, — это лишь первый слой на пути к открытиям, которые уже предвкушает автор. По сути, мы видим появление нового направления, нового пути. Заданный автором вектор творческого развития, безусловно, отзовется как у художников, так и зрителей. Произведения декоративно-прикладного искусства традиционно воспринимаются в единстве всех его составляющих – формы, материала, декора. Считается, что изобразительный слой предмета – «рисунок» или «орнамент» на теле предмета не живет отдельно, а лишь украшает его. За абсолютным обаянием артефакта мы подчас теряем бдительность. Но стоит присмотреться, абстрагироваться, и мы обнаруживаем настоящие «картины». Совершенно закономерно и вполне оправдано решение Патимат включить в свою экспозицию рабочие протирки – эстампы. Авторские эстампы с резного камня Зирихгерана (с. Кубачи) эпохи средневековья, выполненные для научных целей доктором искусствоведения Мисриханом Мамаевичем Маммаевым, прекрасно дополняют идею и содержание выставки. Снятые в технике «эстамп» и обработанные графически, они являют собой ни что иное как законченные орнаментальные изобразительные композиции, возможно, готовые «эскизы» для будущих больших картин. Ведь и маленькие пряжки, и зеркала, как и массивные каменные блоки с резьбой практически не доступны большинству, за исключением скромных музейных экспозиций и запасников. И снятие верхнего, первозданного слоя в самых разных техниках и приемах оправдывает главную задачу любого ученого и художника — осмысление семантики и перевод смыслов, трактование и воспроизведение в новом художественном образе. Ибо простые движения по снятию отпечатка – оттиска с произведения искусства рождают еще одно произведение искусства. Слой за слоем Патимат Гусейнова открывает и исследует наше общее прошлое, а мы, зрители, шаг за шагом движемся по тропинке былого, что бы знать и понимать себя правильно. Статья к каталогу выставки Дагирова Д.А.
Опубликовано 09.12.2013 в 12:55

«Дагестан глазами Евгения Лансере»
 27 ноября 2013 г. в 17.00 в выставочных залах Сытного двора в Коломенском при участии Московского Государственного объединенного музея-заповедника, Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, музея истории г. Махачкалы и частных коллекционеров состоится открытие уникального выставочного проекта «Дагестан глазами Евгения Лансере». Выставка посвящена яркой странице творчества выдающегося русского художника Евгения Евгеньевича Лансере (1875–1946). Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой и потомки художника представят на выставке более 400 экспонатов. Лансере происходил из знаменитой русской художественной семьи. Отец – скульптор Е. Лансере, мать – внучка архитектора Кавоса, строителя Больших театров в Петербурге и Москве, сестра – Зинаида Серебрякова. Своим учителем Е. Лансере считал родного дядю, Александра Бенуа. Евгений Лансере принадлежал к молодому поколению членов «Мира искусства». Еще в дореволюционные годы он стал выдающимся русским графиком. Художник приобрел известность как живописец-монументалист, театральный декоратор; впоследствии работал в области прикладного искусства, выполнив несколько проектов для фарфорового завода. Влечение к кавказской тематике художник получил от отца, по его собственному выражению, «как наследственность». Дорога на Кавказ началась с его работы над иллюстрациями к произведению Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (1912–1913 годы). После революции художник надолго связывает свою жизнь с этой землей. Сначала он селится в Дагестане, затем в Тбилиси. В Москву переезжает только в 1933 году. Выставка впервые покажет московскому зрителю уникальную коллекцию рисунков, акварелей, гуашей и живописных работ, созданных Лансере в разные годы в Дагестане и хранящуюся ныне в Махачкалинском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой. В экспозиции представлены пейзажи, виды дагестанских сел, в том числе таких знаменитых, как Гуниб. Целый ряд зарисовок посвящен этнографическим подробностям местного быта. Интересны портреты местных жителей, с которыми был знаком художник. Несколько работ связаны с жизнью казачества на Кавказе. Все представленные произведения отмечены редким талантом графика и акварелиста. В то же время немногие живописные работы свидетельствуют о том, что именно в этот период Лансере-живописец поднялся до уровня выдающегося графика. Особое и значительное место на выставке занимают этнографические материалы из Махачкалинского музея. На выставке представлены архитектурные детали дома (фрагмент резного потолка, двери, дверные завесы, резной каменный очаг и светильник), мебель (диван, детская люлька, табурет), ковры и вышивки, бытовые предметы из металла, керамики, дерева. Целый комплекс связан с мужским миром дагестанского дома: художественное оружие, конская упряжь, бытовые принадлежности. Особо хочется отметить коллекцию серебряных украшений. Все они являются великолепными произведениями декоративно-прикладного искусства и датируются периодом пребывания Лансере в Дагестане. Выставка работает до 16 марта 2014 г. Аккредитация для СМИ по тел. 8 (499) 614–88–80, 8 (903) 203–15–52, e-mail: pressamgomz@yandex.ru http://mgomz.ru/
Опубликовано 25.11.2013 в 20:50

"Серебряная легенда Кавказа". Манаба Магомедова
5 ноября в Государственном Историческом Музее открылась выставка Манабы Магомедовой «Серебряная легенда Кавказа» Мемориальная выставка посвящена 85-летию Манабы Магомедовой (1928–2013) – уникальной личности, первой и пока единственной женщины в многовековой истории серебряного и оружейного кубачинского промысла. Дагестанка из аула Кубачи, овладевшая искусством, до сих пор остающимся прерогативой мужчин, – художник особенной профессии, не просто ювелир, а златокузнец. Манаба с одинаковым мастерством владеет разными способами обработки серебра и других металлов – филигранью, гравировкой, насечкой, инкрустацией, чернью, перегородчатой, выемчатой и другими видами эмалей. В ее творчестве органичное сочетание кубачинских традиций и новаторских идей вносит свежие и неожиданные решения в устоявшиеся представления о форме и композиции. Мастерски владея разнообразными техниками и, каждый раз варьируя их, художник добивается воплощения идейного замысла и эмоционального воздействия, гармонии и красоты, что делает её работы подлинными произведениями искусства. Необычайно широк диапазон работ Манабы Магомедовой, представленных на выставке: браслеты, кольца, ожерелья, блюда, кувшины, шкатулки, народные музыкальные инструменты, оружие, серебряные оклады книг. В отдельное пространство выделена творческая мастерская Манабы с её инструментами, эскизами, личными вещами, красивым свадебным платьем и головным покрывалом, расшитым в национальных кубачинских традициях. Удивительные по красоте работы Манабы хранятся в музеях Грузии, Дагестана, России и за рубежом, в частных коллекциях многих стран. Участница более ста международных и республиканских выставок, она также является автором украшений к фильму Тенгиза Абуладзе «Ожерелье для моей любимой». Традиционное для семьи дело продолжает дочь Лейла, которая вслед за родителями выбрала путь художника и сама создает произведения необычайной красоты. «Невозможно вообразить, что ее почти детские руки ковали и жгли металл. ….Я вижу созданные ею крохотные эмалевые портреты или женские украшения – поэтическую мечту о совершенной красоте» – сказал о Манабе Магомедовой Расул Гамзатов. Участники проекта: Государственный исторический музей; Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой; Музеи Московского Кремля; Музей Востока; Лейла Изабакарова. Авторы: Смородинова Галина Григорьевна; Лейла Изабакарова; Художественная концепция: Теплов Сергей Леонидович. Выставка открыта с 5 ноября 2013 по 10 февраля 2014   
Опубликовано 21.11.2013 в 10:32

"Кумыкская соляная книга". Персональная выставка Тимура Мусаева-Кагана (живопись, видео-арт).
На выставке представлены две серии живописных работ: «Книга», «Толкования» и  видео-работа «TUZ/THE SALT». Представленным проектом (Кумыкская соляная книга) автор показывает внутреннее восприятие истории своего народа. Т. Мусаев – выпускник Дагестанского художественного училища им Джемала (1994) и художественно-графического факультета ДГПУ (1999), кандидат исторических наук; член СХ России, СЖ России, Ассоциации искусствоведов (АИС). Художник выставляется с 1995 года, является участником выставок разного уровня (международные, Всероссийские, республиканские) и автором 14 собственных проектов. В настоящее время Т. Мусаев-Каган преподает на кафедре живописи ХГФ ДГПУ.  
Опубликовано 21.11.2013 в 10:31

"Широка страна моя родная". Выставка работ художников бывших республик СССР (живопись, графика, скульптура) из фондов ДМИИ.
 С 29 октября в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой проходит выставка работ художников союзных Советских республик (живопись, графика, скульптура) из фондов музея. Экспозиция включает в сябя 90 работ живописцев, графиков и скульпторов из разных уголков некогда единой страны – СССР. Это известные мастера Ленинградской, Московской, Рязанской, Самарской, Горьковской, Кировской, Калининской, Пермской, Ивановской, Липецкой, Архангельской, Ульяновской областей, Алтайского и Красноярского краев, художники автономных (Чечено-Ингушская, Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская Чувашская, Башкирская, Карельская) и союзных республик (Украинская, Белорусской, Армянская, Азербайджанская, Латвийская, Грузинская, Казахская ССР). Тематически экспозиция условно делится на три зоны: художники Севера, художники Центральной полосы и художники Юга России. По времени создания работ выставка охватывает вторую половину XX века. В экспозицию вошли работы многих известных авторов: Алфеевского В.С., Бородина А.В., Ванеева П.И., Ветрогонского В.А., Егорова А.Б., Зырьянова А.П., Почтенного О.А., Филонова Ф.А., Фомина И.Н., Вертинской Л.В., Дзанагова З.Ч., Гадаева Л.Т., Георгиевской А.А., Залькални Т.Э., Леймане Э.Ж., Цигаля В.Е., Шварца Д.П., Саркисяна А.М., Кербеля Л.Е., Абегяна М.М., Колчанова А.М., Кашхяна С.А., Азизова Ч.М., Преображенского В.П., Черкес Д.Я., Соколова А.К., Яговкина Ю.И., Коджоян Л.А., Шаблыкина Ю.М., Браговского Э.Г., Стожарова В.Ф., Щербакова Б.В., Сорокина И.В., Ананьева В.М., Овчинникова Н.В., Тоидзе И.М., Бахлул-заде С.Б., Кабулова М.Г. и других художников. В своих произведениях художники воспевают различные уголки нашей родины (СССР), природу севера и юга, красоты провинциальных просторов, рассказывают об освоении Северного морского пути, о поднятии целины, о строительстве новых городов и индустриализации, о том, что долгие годы составляло жизнь советских людей и кануло в лету вместе с изображаемой эпохой. Автор проекта – зав. отделом изобразительного искусства ДМИИ им. П.С. Гамзатовой Дагирова Д. Кураторы – Дагирова Д. и Сергеев А. Выставка продлится до декабря 2013 года.
Опубликовано 21.11.2013 в 10:30

"Что в имени тебе моем…?" Международная выставка к 90-лети Р.Гамзатова.
«Что в имени тебе моем?…» – эти пушкинские строки стали названием проета, посвященного 90-летию со дня рождения Народного поэта Дагестана Расула Гамзатова. Художники в своих работах постарались выразить, что сегодня для них значит имя Расул Гамзатов. Участники проекта были свободны в раскрытии темы. В итоге в экспозиции представлены живопись, графика, скульптура, фото-инсталяция, арт-объекты, декоративное искусство. «Что в имени тебе моем?…». Данная тема не исчерпывается произведениями этой выставки, так как образ великого поэта и его творчество продолжают привлекать читателей и художников, и мы, как и участники этой выставки, еще откроем для себя много важного, связанного с этим ярким явлением в нашей культуре, имя которому Расул Гамзатов. Автор и куратор – зав. отделом изобразительного искусства ДМИИ им. П.С. Гамзатовой Дагирова Д. Выставка работает с 8 сентября по 20 октября 2013 года.  
Опубликовано 21.11.2013 в 10:29

"Завещание"
Завещание (Выставочный проект из цикла, посвященного 90-летию Расула Гамзатова). 2 сентября в ДМИИ открылась выставка с обязывающим названием «Завещание», посвященная 90-летию со дня рождения Народного поэта Дагестана Расула Гамзатова. В октябре 2003 года, находясь в больнице, Расул Гамзатов делал в своих тетрадях наброски своего завещания — завещания не только для членов его семьи, но и для тех, кто, в определенном смысле, тоже были членами его семьи, к кому на протяжении всей жизни он обращался в своих книгах — к своим читателям. Его завещание начинается с простых и понятных слов: «Мое завещание в книгах, которые я написал…». Год 90-летия со дня рождения поэта — повод вновь вспомнить и поговорить о его творчестве, которое помогает и учит нас, ибо он сумел сказать то «настоящее слово, что спасительным стало» для многих из нас. Создавая эту экспозицию, мы находили удивительную перекличку между тем, что сказал поэт и созданными совершенно независимо, по собственным впечатлениям, работами дагестанских и российских художников. Тема выставки, которую мы представляем сегодня — Завещание. В ней мы вновь хотим обратить внимание зрителей на те ценности, которые поэт считал самыми важными, которые просил и завещал хранить и нам. Это любовь к Родине, к Дагестану. Любовь к его обычаям и традициям, к его малочисленным народам. «Любовь ко всему сущему и особенно трепетное отношение к женщине» — матери, сестре, любимой… Все эти темы красной нитью проходят в его произведениях и, представляя эту выставку. Мы хотим, чтобы наши зрители, обратившись к работам художников и стихам поэта, глубже почувствовали ту радость бытия, ту любовь ко всему сущему, о которой говорил и сам Расул Гамзатов и художники. Автор и куратор – директор ДМИИ им. П.С. Гамзатовой Гамзатова С.Р
Опубликовано 21.11.2013 в 10:28

Ахад Гасанов. Персональная выставка
Гасанов Абдулахад Исмаилович (Гасанов Ахад) – дагестанский художник, живописец, с 1996 года живет и работает в Санкт-Петербурге. На выставке представлено 65 произведений художника разного периода, большая часть написаны в 2012–2013 годах. Его работы узнаваемы по яркому почерку, и не важно, это пейзаж и портрет, работы написанные акварелью или выполненные маслом. Данная выставка является частью большого цикла, посвященного 90-летию Расула Гамзатова. Куратор – Гасанов Абдулахад. Выставка открыта со 2 августа до сентября 2013 года
Опубликовано 21.11.2013 в 10:07


Галерея